Изложения в начальных классах » 2 класс Сделать стартовой | Добавить в избранное  

Рыцарь.

(По В. Железникову.)

Рыцарь.

Шофер въезжал во двор. Сашина бабушка возле ворот разговаривала с соседкой. Шофер грубо крикнул на нее.
Саша услышал, как шофер обидел его бабушку, самого хорошего, доброго человека.
Мальчик бросился к машине:
— Не смейте кричать на мою бабушку! Шофер засмеялся:
— Ух, ты, прямо смелый рыцарь!
Перед шофером стоял малыш, готовый защищать свою бабушку.
Взрослому стало стыдно. И он попросил извинения у мальчика и его бабушки. (63 слова.)
Отрывок с диалогом учащиеся спишут с доски.
Анализ. За что шофер попросил извинения? (На доске записано выражение попросил извинения.) После ответа на вопрос перечитать его по слогам. Почему шофер сначала засмеялся? Почему Саша вступился за бабушку? Как вы считаете: шофер всерьез назвал Сашу рыцарем? Чем Саша заслужил эту похвалу?
Учитель объясняет значение слова рыцарь.
Заголовки для составления плана: Как Саша вступился за бабушку? Как шофер обидел Сашину бабушку? Почему взрослому стало стыдно? Как шофер посмеялся над малышом? У кого шофер попросил извинения?
Слова для справок: въезжал, разговаривала, обидел.

Просмотров: 4431 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Клесты.

(По Ю. Дмитриеву.)

Клесты.

Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают птенцов.
Только клесты без забот прыгают по деревьям.
Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не слетает с гнезда, греет птенцов,
Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов — это еловые шишки. Они созревают только к концу года. (55 слов.)
Орфография: разделительный ь, проверяемые гласные; сочетания ча, ши, нч.
Анализ. Когда клесты выводят птенчиков? Почему мать не слетает с гнезда? Почему только поздней осенью и зимой клесты выводят птенчиков? Почему другие пернатые выводят птенцов летом? (Дети объяснят значение слова пернатые. Почему птиц так зовут?)
Заголовки для составления плана: Как живут клесты летом? Когда у клестов выводятся птенцы? Какие заботы летом у пернатых? Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой?
Слова для справок: выкармливают, не слетает, созревают.
Просмотров: 16767 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Парашютисты.

(По Г. Скребицкому.)
(Свободный диктант. Текст записан на доске.)

Парашютисты.

1. Осенью летят белые паутинки. Ветер несет паутинку через речку. Другая, как ниточка, тянется над дорожкой.
2. На паутинках паучки. Настала пора им из гнезда уходить. Выползет паучок на веточку и выпустит ниточку.
3. Ветер понесет паутинку. Паучок, летит на ней, как на парашюте.
4. Где паучок зимовать будет? Там, где паутинка на земле ляжет. (49 слов.)
Орфография: сочетания чк; проверяемые безударные гласные.
Анализ. Почему паучки названы парашютистами? Когда молодые паучки уходят из гнезда? Как паучок уходит из гнезда? Что здесь названо ниточкой? Куда ветер разносит паутинки?
Учащиеся читают первую часть рассказа. Обращается внимание на запятые при сравнении. Затем учащиеся читают постепенно весь текст и объясняют правописание выделенных учителем слов.
Текст закрывается и проводится свободный диктант. Можно дать на доске слова: паутинки, настала пора, на парашюте.
По готовому тексту ведется обучающая работа в составлении плана: учащиеся обдумывают содержание каждой части и подбирают соответствующий ей заголовок.
На доске даны заголовки для составления плана: Кто сделал паутинку? Где зимовать? Куда летят паутинки? Как на парашюте!

Просмотров: 4346 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Может ли дерево взлететь?

(По Дж. Родари.)
(Сказка.)

Может ли дерево взлететь?

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать.
Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле.
Но гордое дерево все мечтало о полете.
И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки.
Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело. (58 слов.)
Орфография: окончания среднего рода и множественного числа прилагательных.
Анализ. Кто помог дереву взлететь? Что сделал лесоруб? Что сделал столяр? Как сказано про работу ребят? Что значит, слово смастерили? (Учащиеся читают это слово по слогам.) Зачем ребята мастерят авиамодели? (Учащиеся читают слово авиамодели. Оба слова остаются на доске.)
Заголовки для плана: Что сделал лесоруб? Что сделал столяр? Чего захотелось молодому дереву? Почему смеялись старые деревья? Как дерево взлетело?
Опорные слова: захотелось, мечтало, случилось, взлетело.
Деление рассказа на части и озаглавливание их.

Просмотров: 3474 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Счастливый денек.

(По Л. Воронковои.)
(Текст записан на доске.)

Счастливый денек.

Танина мама бригадир. Ее бригада сушила сено на лугу. А Танюша под березами рвала землянику. Устала Таня. Пора домой, а дороги не знает.
Ехал мимо на косилке Сережа Таланов. Он посадил Таню на сиденье. Сам пошел рядом,-
Важно въехала Таня в деревню. (42 слова.)
Орфография: слова из «Словарика» (береза, деревня, земляника); проверяемые безударные гласные; собственные имена.
Анализ. На чем въехала Таня в деревню? (Показать картинку «косилка».) Почему Таня сидела важная, гордая? Какие еще радости были у Тани в этот день?
Составление плана. Как назван рассказ? Про кого в нем говорится? Только ли про Таню? На сколько же частей можно его разделить? Про кого рассказано в первой части? Как озаглавить эту часть? (Такая работа проводится до конца рассказа.)
Примерные заголовки плана: 1. Где работала Танина мама? 2. Что делала Таня? 3. Как поступил Сережа Таланов? 4. Как въехала Таня в деревню?
Слова для справок: бригадир, въехала.
Орфографическая подготовка проводится путем проговаривания слов из текста.

Просмотров: 1865 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Хозяева леса.

(Из журнала «Уральский следопыт».)
(Текст записан на доске.)

Хозяева леса.

В субботу мы всей семьей гуляли в лесу. День был прохладный. Начинался сентябрь.
Мы в ямке развели костер и пекли картошку, Чудо как хороша печеная картошка с запахом дымка!
Вдруг строгий голос: «Товарищи, потушите костер!» К нам подошли трое подростков. Это лесной патруль.
Пришлось тушить костер. Хозяева леса правы. Опасен костер в лесу. (50 слов.)
Орфография: слова из «Словарика» (суббота, сентябрь); проверяемые гласные; разделительный ь.
Анализ. Почему опасен костер в лесу? За чем следят лесные патрули? Из кого состоит лесной патруль? (Учитель добавит к ответам детей разъяснения о добровольной охране леса пионерами, молодежью.) Почему семья писателя подчинилась приказу патрульных?
Составление плана. Сколько абзацев в рассказе? О чем говорится в первой части? Как можно ее назвать? Что во второй части важно для понимания всего рассказа? (Костер разожгли.) Чем третья часть связана со второй? (Костер заметили патрульные, приказали погасить.) Какое заглавие можно ей дать? Что же последовало за приказом? (Сказать двумя словами.)
Примерный план: 1. Прогулка в лесу. 2. Костер. 3. Строгий приказ. 4. Костер погашен.
Прочитав план, учащиеся сопоставляют его последовательность с содержанием рассказа, устанавливают, что он удобен для изложения.
Орфографическая подготовка проводится путем перечитывания по слогам и объяснения трудных слов. Предложение с прямой речью учащиеся при изложении спишут с доски. Выражение чуда как хороша усваивается при пересказе.

Просмотров: 1907 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Ландыши.

(По Ю. Дмитриеву.)
(Текст записан на доске.)

Ландыши.

В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыш.
Мы любим ландыш за красоту и за нежный запах.
Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты.
Из ландышей делают лекарство для сердечных больных. (43 слова.)
Орфография: разделительный ь; проверяемые безударные гласные.
Анализ. Почему нельзя есть ягоды ландыша? За что мы любим цветы ландыша? Где растут ландыши? Чем радует нас ландыш в мае?
Примерный план. 1. Ландыши цветут. 2. За что мы их любим? 3. Плоды ландыша. 4. Что делают из ландышей?

Просмотров: 9892 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Зоопарк на корабле.

(По С. Баруздину.)

Зоопарк на корабле.

1. Корабль шел из Индии. На борту было много животных.
2. Плыли четыре обезьяны: Яшка, Борька, Жорка и Машка. Озорник Яшка однажды свалился за борт. Моряки его спасли.
3. Двух слонят посылал индийский народ советским детям.
4. Плыли удавы Шипун и Свист. Капитан запретил их выносить на палубу. Они могли испугать слонят.
5. Все моряки любили этих пассажиров и заботились о (57 слов.)
Орфография: клички животных; проверяемые безударные гласные; слово с удвоенной согласной (пассажиры).
Анализ. Как называется страна, из которой шел корабль? Какие необычные пассажиры плыли в Советский Союз? Почему обезьяна Яшка названа озорником? Как вы думаете, почему удавам дали клички Шипун, Свист?
На уроке русского языка текст используется для упражнений и остается в тетрадях учащихся. Это повышает самостоятельность учащихся в составлении плана.
На уроке изложения учитель читает текст полностью. Учащиеся, пользуясь текстом в тетрадях, придумывают заголовки к его частям. После обсуждения составляется единый план для изложения.
Примерный план и опорные слова:
1. Корабль из Индии.
2. Обезьяны. озорник
3. Подарок индийского народа.
4. Удавы. капитан запретил
5. Как моряки относились к пассажирам? заботились
Просмотров: 2856 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Морской цирк.

(По И. Бельковичу и др.)
(Текст предварительно полностью или частично используется в упражнениях по русскому языку и остается в тетрадях учащихся.)

Морской цирк.

В бассейне живут дельфины. Они артисты.
Началась игра в баскетбол. Пеппе на кончике носа несет мяч. Бросок! Мяч в корзине.
Над бассейном, повесили обручь и подожгли его. Зиппи прыгает через огонь.
Из кармана зрителя торчит платок. Нелли подплыла и выхватила его. Минут пять она играла. Потом подала платок хозяину.
Вот четыре дельфина взлетают над водой на шесть метров. Очень красиво! (60 слов.)
Орфография: существительные мужского рода на шипящую; проверяемые безударные гласные.
Анализ. Почему рассказ назван «Морской цирк»? Чему же люди, научили дельфинов? Кто забросил мяч в корзину? Какой красивый номер исполнила Зиппи? Как пошутила Нелли со зрителем? (Клички животных выписываются на доске в столбик.) Какой общий номер исполнили четыре дельфина?
На уроке изложения учащиеся сначала сами делят текст на части. После коллективного обсуждения уточняется количество частей рассказа и они озаглавливаются.
Примерный план и опорные слова:
1. Артисты-дельфины. в бассейне
2. Игра в баскетбол.
3. Через огонь! повесили, подожгли
4. Шутка Нелли. из кармана
5. Общий номер. четыре

Просмотров: 2307 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Ошибка ястреба.

(По С. Турову.)
(Текст записан на доске.)

Ошибка ястреба.

Охотник держал в губах маленькую трубку. Он играл на ней, подзывая рябчика.
Птица отвечала плохо. Охотник заиграл громче.
Вдруг ему на голову упал ястреб.
Ястреб услышал песенку рябчика. Хищник упал точно в это место.
Но удар клюва попал в шапку охотника. (41 слово.)
Орфография: проверяемые согласные и безударные гласные.
Анализ. Кого подманивал песенкой охотник? Кто еще охотился за рябчиком? Как назван ястреб в следующем предложении рассказа? (Хищник.) Кому же досталось от хищника? Почему ястреб клюнул шапку охотника?
Учащимся дается время для обдумывания плана, после чего их предложения обсуждаются, и записывается на доске общий план.
Примерный план: 1. Чем занимался охотник? 2. Что случилось с охотником? 3. Почему ястреб ударил охотника?
Орфографическая подготовка проходит путем проговаривания трудных слов.

Просмотров: 1771 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее