Изложения в начальных классах » 2 класс Сделать стартовой | Добавить в избранное  

Друг детства.

(По В. Драгунскому.)

Друг детства.

Вите было шесть лет, когда он решил стать боксером.
На чем же ему развивать силу удара? Мама вынула, из кладовой облезлого Мишку. Посадил Витя его в угол дивана и приготовился бить.
А Мишка поднял лапы и ждет. Один глаз у него желтый, а другой белый:— из пуговицы.
Посмотрел Витя на медведя. С двух лет они дружили. Витя таскал Мишку с собой, обедал с ним. Вечером Витя укачивал Мишку и шептал ему сказки.
Вспомнил все это мальчик и решил: «Я никогда не буду боксером». (83 слова, в ответах — до 55 слов.)
Анализ. Почему Витя не решился ударить Мишку? Кем был для Вити медведь в детстве? Как маленький Витя дружил с Мишкой? Почему Вите расхотелось стать боксером? Что нужно было делать, чтобы стать боксером? Как вы понимаете выражение развивать силу удара?
Вопросы для изложения и опорные слова:
1. На чем Витя хотел развивать силу удара? боксером
2. Какой был Мишка? облезлый, из пуговицы
3. Что вспомнил Витя? укачивал
4. Что решил мальчик?
Последнее предложение с прямой речью учащиеся спишут с доски.

Просмотров: 11114 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Яшка.

(По Л. Савоненковой.)

Яшка.

Попала я недавно в прекрасный парк. Деревья спали в снежном уборе. Часто попадались птичьи кормушки.
Под сосной стояли два мальчика. У одного в руках был мешочек с орехами. Я спросила, для кого столько орехов.
А мальчишка так важно мне в ответ:
— Тут у нас друг живет. Яшкой зовут.
Мальчик постучал по дереву. С вершины спрыгнула белочка.
Ласково поздоровались мальчики с Яшкой. Один из друзей насыпал орехов на ладонь. Белочка смело забрала гостинцы из его руки.
Потом взмахнула хвостиком в знак благодарности и прыгнула на дерево. (85 слов, в ответах — 50—55 слов.)
Анализ. Кого же звали Яшкой? Как добились мальчики доверия белочки? Чем подкармливали они своего друга? Кого еще кормили в этом парке ребята?
Вопросы для изложения и опорные слова:
1. Куда попала писательница? кормушки
2. Кто стоял под сосной? мешочек
3. Для кого мальчики принесли орехи? для своего друга
4. Как друзья угощали Яшку? на ладонь
5. Как белка взяла гостинцы?
Перед пересказом дается задание: вместо слова я употреблять слова писательница, она. Других изменений в тексте не потребуется, так как глагол сказуемое стоит в форме прошедшего времени. Употребление существительного вместо я облегчено вопросами плана.

Просмотров: 4719 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Лесной лакомка.

(По Вл. Арсеньеву.)
(Четвертый абзац записан на доске.)

Лесной лакомка.

1. Шли охотники через тайгу. Вдруг они услышали визг и ворчание. Охотники осторожно пошли на шум.
2. Молодой медведь возился у большой липы. В дупле был мед. Но липа - росла вплотную к скале. Просунуть лапу в дупло мешали камни.
3. Пчелы жалили воришку. Он тер морду лапами и кричал тоненьким голоском. Наконец медведь утомился и сел. Он долго смотрел на липу. Потом полез на ее вершину.
4. Медведь протиснулся между скалой и деревом. Он сильно надавил на дерево лапами. Липа затрещала и рухнула.
5. Теперь добыть мед было просто. Охотник выстрелил в воздух. Мишка убежал. Охотники набрали ведро меду. Остался мед и для медведя. (77 слов, в ответах — до 60 слов.)
Анализ. Кто назван лакомкой? Почему медведь назван лакомкой? Про кого, кроме медведя, рассказал нам писатель? Что мы узнали о медведе? Из чего видно, что медведь был сообразительный? (Перечитать по доске четвертую часть рассказа.) Как вы думаете, что - сделал медведь, когда охотники ушли?
План для пересказа и изложения:
1. Что услышали охотники?
2. Хочется медку!
3. Медведь соображает.
4. Как медведь повалил липу?
5. Для всех хватило меду.

Просмотров: 8426 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
II. ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ПО ПЛАНУ, СОСТАВЛЕННОМУ
КОЛЛЕКТИВНО ПОД РУКОВОДСТВОМ УЧИТЕЛЯ.

Придумывание надписей к картинкам, данным в последовательности.

Синичье гнездо.

(По Й. Недоле.)

Синичье гнездо.

Искала синица место для гнезда. Заглянула птичка в щель почтового ящика. Понравилось.
Синички расширили носиками щель. Натаскали мха, шерсти, травинок.
Увидел хозяин их работу. Что делать? Попросил почтальона класть газеты прямо на крыльцо.
Вывелись птенчики. Стала кошка вокруг ящика похаживать. Хозяйка оплела ящик ветками шиповника.
Осенью в саду летала стайка синиц. А почтальон опять кладет письма в ящик. (58 слов.)
Орфография: сочетания чк, нч; разделительный ь; проверяемые безударные гласные.
Анализ. Почему осенью почтальон стал снова класть почту в ящик? В чем проявилась забота хозяина и хозяйки о крылатых квартирантах? (Почему синичек можно так назвать?) Почему кошка не смогла забраться в гнездышко? Как крылатые квартиранты отблагодарят хозяев? Какую пользу они принесут? Как по иному можно озаглавить рассказ?
Содержание картинок: 1. Птички летают вокруг ящика. 2. Газеты и письма лежат на крыльце. 3. Кошка стоит возле ящика, закрытого ветками. 4 Почтальон опускает газету в почтовый ящик.
Примерные заголовки плана: 1. Постройка гнезда. 2. Что делать без почтового ящика? 3. Защита от кошки. 4. Квартира свободна.
Слова для справок: понравилось, расширили, вокруг ящика.

Просмотров: 6532 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Тенька.

(По Н. Езерской.)

Тенька.

Жили у Марины цыплята. Петушок Тенька сломал лапку. Марина наложила на перелом шину.
Лежит больной на окне между рамами. Марина кормит его по режиму. Каждый день Тенька получает лекарство.
Однажды Тенька упал с окна в таз с водой. Вошла Марина и ахнула. Утонул Тенька!
Вынули Теньку. Сердце бьется. Жив! Марина сделала цыпленку теплую ,.ванночку для ног. Бабушка влила больному лекарство. Спасли Теньку! (62 слова.)
Орфография: слова из «Словарика» (петух, молоко); предлоги перед существительными; разделительный ъ, удвоенная согласная и др.
Анализ. Как звали петушка? Сколько несчастий с Тенькой здесь описано? Как Марина лечила перелом лапки? (Объяснить: шина — повязка с дощечкой на переломе.) Как спасли Теньку, когда он утонул?
Содержание картинок: 1. Марина перевязывает петушку лапу. 2 Петушок между рамами. Марина с лекарством в руках.' 3. Петушок в тазу. 4. Марина держит цыпленка над мисочкой с водой.
Дети озаглавливают картинки.
Примерные заголовки: 1. Перелом лапки. 2. Уход за больным. 3. Новая беда. 4. Спасли Теньку!
Слова для справок: цыпленок, по режиму.

Просмотров: 2951 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Высотный теремок.

(По Н. Сладкову.)

Высотный теремок.

Шел я по лесу и вижу терем в семь этажей. Это была старая береза. В ней семь дупел, одно выше другого.
Из дупла первого этажа выглянула утка. Есть такие утки, которые вьют гнезда в дуплах.
Во втором этаже поселился черный дятел. А в третьем жил четыре этажа. В каждом квартира. А в квартирах
живут стрижи.
Прямо сказочный теремок, только высотный. (64 слова.)
Орфография: слова из «Словарика» (квартира, береза); разделительный ь.
Анализ. О чем вспомнил писатель, когда увидел эту удивительную березу? Почему этот «теремок» ему захотелось назвать высотным? Какие птицы жили в дуплах? (Перечислить снизу доверху.)
План: 1. Старая береза. 2. Кто жил на первом этаже? 3. Жильцы второго и третьего этажей. 4. Жильцы четырех верхних этажей.
Распределение данных заголовков согласно содержанию рассказа.

Просмотров: 4449 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Воробьи и розы.

(По И. Кайгородову.)

Воробьи и розы.

1. В саду были кусты роз. Летом кусты покрывались душистыми цветами.
2. Пришла беда! Завелись в розах червячки. Они поедали бутоны и листья. Яд не помогал против вредителей.
3. Однажды стая воробьев облепила кусты. Началась возня и чириканье.
4. Это разведчик нашел вредителя. Кликнул, он клич'. Слетелись в сад другие воробьи.
5. Санитары сделали свое дело чисто. Летом в саду было много красивых роз. (58 слов.)
Орфография: разделительный ь; проверяемые гласные; звонкие и глухие согласные.
Анализ. Почему воробьи названы санитарами? Какую помощь они оказали хозяевам сада? Почему воробьи слетелись на кусты? Кто назван разведчиком и почему?
Заголовки плана в нарушенной последовательности: Налетели воробьи. Пришла беда! Разведчик кликнул клич. Санитары сделали свое дело. Кусты роз.
Слова для справок: санитары, множество.
Просмотров: 6539 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Борьба с оврагами.

(По журналу «Юный натуралист».)
(Текст записан на доске.)

Борьба с оврагами.

1. Много оврагов вокруг села Корсунь Орловской области. Юннаты Корсунской школы ведут борьбу с оврагами.
2. В питомнике ребята выращивают деревца и кустарники.
Через два-три года деревца окрепнут. Тогда ребята высаживают их по оврагам.
3. За пять лет школьники посадили тысячи деревьев и кустарников.
4. Колхозники благодарны юным натуралистам. (46 слов.)
Орфография: заглавная буква в собственных именах; проверяемые безударные гласные.
Анализ. За что колхозники благодарны школьникам? Как понимаете слова ведут борьбу с оврагами? (Запомнить это выражение.) Откуда же берут ребята деревья и кустарники для посадки по оврагам? (Объяснить слово питомник, прочитать его по слогам.) Как названы в заметке школьники — друзья природы? (Перечитать слова юные натуралисты и юннаты.)
Самостоятельная работа. Задание 1. Выпиши слова, которые употреблены вместо слова школьники. Задание 2. Распредели пункты плана по частям заметки.
Пункты плана: Что сделали юннаты за пять лет? Зачем создан при школе питомник? Кому благодарны колхозники? Какое доброе дело выполняют юннаты Корсунской школы?
Слова для справок: овраги, выращивают, высаживают, юннаты.

Просмотров: 3340 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Ручной дельфин.

(По В. Бельковичу и др.)
(Свободный диктант.)

Ручной дельфин.

1. Поселок стоял на берегу моря. К лодкам местных рыбаков стал подплывать молодой дельфин.
2. Рыбаки прозвали дельфина Опо. Он подружился с детьми. Часто дельфин играл в море со своими дружками.
3. Известность Опо росла. Часто люди приходили смотреть, как ловко дельфин играет в мяч.
4. Однажды рыбаки нашли Опо среди скал мертвым. Жители всей окрестности очень о нем горевали. (56 слов).
Орфография: непроизносимые согласные; проверяемые безударные гласные.
Анализ. За что жители поселка полюбили Опо? Из чего видно, что дельфин стремился к людям? Как понять: известность Опо росла?
Какие еще слова с непроизносимыми согласными, кроме известность, есть в рассказе? (Местные, окрестность.)
При свободном диктанте учащиеся нумеруют части, которые последовательно диктует им учитель.
Затем этот текст используется для обучающей работы по составлению плана. Текст уже разбит на части, и учащиеся составляют план из данных им заголовков: «В чем проявлялась дружба Опо с детьми? К чьим лодкам стал подплывать дельфин? О чем горевали окрестные жители? Почему росла известность Опо?»
Просмотров: 3092 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Летучая мышь.

(По Ю. Дмитриеву.)

Летучая мышь.

О ней рассказывают много небылиц. Ведь летучая мышь очень необычна. Не то зверь, не то птица.
Этот зверек очень полезен. Летучая мышь поедает вредных насекомых.
Днем она спит в дупле. Широкие крылья, как плащ, закрывают мышь.
Настает ночь. Летучая мышь летит на охоту. Ночью птицы спят, а мыши их заменяют. (53 слова.)
Орфография. Существительные с шипящей на конце; разделительный ь.
Анализ. В начале рассказа сказано, что летучая мышь «не то зверь, не птица» Так кто же она? Что сказано дальше про этого зверька: полезен или вреден он? Какую же пользу приносит летучая мышь? Когда она охотится? Как летучая мышь проводит день?
Заголовки для составления плана. День летучей мыши. Чем необычна летучая мышь? На охоту. Чем полезна летучая мышь?
Два предложения: Летучая мышь очень необычна. Не то зверь, не то птица — надо включить в упражнение при изучении правила о ь после шипящих в словах женского рода.
Слова для справок: небылицы, насекомых.

Просмотров: 7961 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее