|
|
|
Хозяюшка. (По В. Бахревскому.) Ушла мама в колхоз на работу. Тамара хозяйкой осталась. Убрала девочка комнату. Вынесла корм цыплятам. Села Тамара с книжкой под березами. Вдруг наседка закричала. Это коршун цыпленка схватил. Налетела наседка на врага, клюнула его в голову. Бросил коршун цыпленка, на наседку летит. Тамара закричала. Бежит девочка на коршуна, книжкой машет. Взмахнул разбойник крыльями. Только его и видели. (56 слов.) План изложения: 1. Какие дела были у хозяюшки? 2. Что случилось во дворе? 3. Что сделала Тамара? 4. Разбойник улетел. Слова для справок: цыплята, видели. |
Подкидыш. (По газете «Пионерская правда».) Аня и Нина нашли синичку. Бедная птичка еще не умела летать. Крошка жалобно пищала в граве. Как быть с ней? Дома у девочек кошка. Она обидит птичку. Над окном гнездо воробьев. Там маленькие птенцы. Девочки подложили синичку в гнездо. Воробьи пожалели подкидыша. Они кормили синичку, как своих птенцов. Синичка подросла и улетела из гнезда. Птичка не забывает приемных родителей. Она часто прилетает к воробьиному гнезду. (62 слова.) План изложения: 1. Находка. 2. Как быть с ней? 3. В чужое гнездо. 4. Приемные родители. Слова для справок: обидит, не забывает. |
Самый дорогой подарок. (По Е. Пелевковой.) (Письмо шахтеров.) Наш город праздновал День шахтера. Утром ученики 11-й школы начали звонить в наши квартиры. Они приглашали нас на концерт. Во дворе между двумя домами появилась сцена. Везде праздничные плакаты и флажки. Ребята танцевали, пели, читали стихи. Всем шахтерам дети поднесли цветы. Юные художники нарисовали открытки. Их вместе с подарками вручали гостям. С концерта мы ушли с добрым чувством. Спасибо детям за уважение к труду шахтеров! (64 слова.) План изложения: 1. Приглашение на концерт. 2. Концерт во дворе. 3. Ребячьи подарки шахтерам. 4. За что спасибо детям? Слова для справок: День шахтера, концерт, сцена, с добрым чувством. |
Контрольные изложения для второго полугодия. Как лечили Шаши. (По С. Баруздину.) Везли на корабле двух слонят. Их звали Рави и Шаши. У Рави русское имя Солнце. Шаши на нашем языке значит Луна Шаши заболела. Четыре дня она лежала в клетке. Врач наполнил большой шприц лекарством. Шаши вскрикнула. Она первый раз увидела шприц и, как все ребята, испугалась. Потом Шаши привыкла к уколам и встречала доктора спокойно. Она стала брать пищу и съедала корзину фруктов. Друзья Шаши радовались, что она выздоровела. (68 слов.) План изложения: 1. Кого везли на корабле? 2. Что случилось с Шаши? 3. Первый укол. 4. Выздоровление. 5. Радость друзей. Слова для справок: корабль, увидела. |
День птиц. (По Н. Сладкову.) В начале апреля ребята встречали птиц. Веселой гурьбой пришли школьники в парк. В руках многих ребят скворечники. Это очень уютные квартиры. Окно служит и дверью. Хороши и синичники. Удобно будет в новом домике семье синиц! Парк украшен, флажками и лозунгами. На плакатах на- писано, что ребята берут птиц под охрану. На высоком клене сидит скворец. Он весело объявляет птицам о празднике. (59 слов.) План изложения: 1. Как ребята встречали птиц? 2. Какие домики они приготовили? 3. Как украшен парк? 4. Чему рад скворец? Слова для справок: в начале апреля, плакат, берут. |
Веселая поездка. (По Н. Дуровой.) Семья Дуровых часто ездила со своими животными в другие города. Звери и люди ехали в товарных вагонах. В углу вагона мама строила дорожную квартиру. Стены из тюков сена. В стене окошечко. Его закрывает марля. Проснется Наташа рано, откроет окошечко. Слониха Лили уже ждет маленькую подружку. Съест Лили яблоко и качнет головой. Спасибо! Иногда в вагон заходили люди. Дуров устраивал спектакль. Собака решала задачу. Медведь плясал. Морские львы играли в мяч. Весело было ехать! (71 слово.) План изложения: 1. Поездка в товарном вагоне. 2. Квартира в вагоне. 3. Утро Наташи. 4. Спектакль. Слова для справок: строила, спасибо. |
Лесной доктор. (По М. Пришвину.) 1. Однажды в лесу мы поспешили на звук топора. Но поздно! Два паренька уже срубили живую осину. 2. Осмотрели мы свежее дерево. Внутри ствола была длинная пустота. Это прошел червяк. А из пустоты было восемь дырок наружу. 3. Это дятел. Он лечил дерево. Пробил одну дырку, другую. Семь дырок сделал «хирург». Только на восьмой захватил вредителя.Съел дятел червяка и спас осину. А ребята ее погубили. 4. Мы вырезали этот кусок. Он будет замечательным экспонатом для музея. (71 слово.) План: 1. Опоздали. 2. Пустота в дереве. 3. Как «хирург» спас дерево? 4 Экспонат для музея. Слова для справок: внутри, наружу, замечательным. |
Ящик с пионами. (По Н. Павловой.)  Бабушка праздновала свой юбилей. Мы решили подарить ей пионы. Мама срезала в цветнике крупные бутоны. Каждый цветок мы обернули бумагой. Ехали мы поездом. Ночью я услышала шорох. Шорох шел от ящика с пионами. Мыши грызут наши цветы! Я разбудила маму. В ящике все шуршит. Мама хотела раскрыть ящик. Но пассажиры запретили выпускать мышей в купе. Стыдно нам было дарить бабушке ящик с мышами. Но бабушка смело его открыла. О чудо! Вместо бутонов мы увидели огромные, душистые цветы. Это живые бутоны ночью шуршали, нашими бумажками. Вот тебе и мыши! (87 слов, в ответах — до 55 слов.) Орфография: сочетание жи — ши; разделительный ь; непроизносимая согласная и др. Анализ. Что стало с бутонами, пока люди ехали в теплом вагоне? Почему шуршала бумага? (Напомнить детям о крупных размерах цветка пиона, показать картинку, если есть.) На что был похож шорох бумаги? Как закончила писательница свой рассказ? Какой же подарок получила бабушка в день своего юбилея? (Объяснить слово юбилей.) Вопросы: 1. Что везли в подарок бабушке? пионы 2. Что напугало девочку ночью? шорох 3. Как поступила бабушка? 4. Какой подарок получила бабушка? огромные |
Помощник. (По И. Елинсону.)  Алеша слыхал, что есть люди с золотыми руками. А вот Алешины руки папа называл деревянными. Почему? Алеша всем хотел помочь. Понес он поднос с чашками — полетели на пол осколки. Взялся мальчик сменить в люстре лампочку. Табуретка выскочила, и Алеша повис, как воздушный гимнаст. Стал Алеша картину на стену вешать. Первый же удар молотка пришелся по стеклу. Мама назвала Алешины руки каменными. Они бьют все, к чему прикасаются. Но вот папа принес большой сверток. Там лежали стамеска, напильник, сверло, долото. – Эти инструменты обязательно вылечат твои руки,- сказал отец. (86 слов, в ответах - до 50 слов.) Орфография: слова из «Словарика». Анализ. Про кого говорят, что у него золотые руки? Как называли , Алешины руки папа и мама? Почему мама назвала руки сына каменными? Что же разбил Алеша? Почему он не помогал, а только портил все, за что брался ? Что надо сделать, чтобы руки стали ловкими и умелыми? Вопросы и опорные слова: 1. Что хотел Алеша? помочь 2. Как Алеша менял лампочку? табуретка, гимнаст 3. Как Алеша вешал картину? 4. Что принес папа? инструменты, стамеска, напильник, сверло, долото 5. Что сказал отец? Предложение с прямой речью дети спишут с доски в ответ на пятый вопрос. |
Кто живет в дупле. (По И. Недоле.) (Последний абзац записан на доске.)  Боря плыл в лодке. Над рекой нависла старая верба. Видит он: серая птица юркнула в дупло. Причалил Боря к дереву. А из дупла — голова гадюки. Шипит прямо в лицо мальчику. От испуга Боря упал в воду. Плавал он отлично и воды не испугался. А гадюка все шипит из дупла. Вдруг из темной дыры дупла вылетела большая птица. Она взмахнула крыльями и взлетела на ветку. Тут подплыл дедушка. Он объяснил, что это вертишейка. Когда ей грозит беда, она вытягивает шею и шипит, как гадюка. (83 слова, в ответах — 50 слов.) Анализ. О какой птице рассказал писатель? (Название птицы написать на доске и прочитать по слогам.) Какое чудо испугало Борю? (Последний абзац рассказа прочитать по доске.) Кого вертишейка испугалась на этот раз? Почему птица успокоилась и вылетела из гнезда? (Боря был в воде, далеко от ее гнезда.) Вопросы и опорные слова: 1. Зачем Боря причалил к дереву? видит 2. Кого испугался Боря? голова гадюки 3. Что случилось с мальчиком? он испугался 4. Какая птица это была? вертишейка |
|
|
|