Изложения в начальных классах » 2 класс Сделать стартовой | Добавить в избранное  

Обезьяны и орел.

(Текст читает учитель.)

Орел схватил маленькую обезьянку и хотел унести в свое гнездо. Но подъем в воздух оказался труден. Обезьяна закричала и уцепилась за сучья.
Обезьяны с ближних деревьев бросились на орла. Они вцепились руками в крылья и в горло врага.
Еле вырвался орел от обезьян. Долго в воздухе кружились перья. (47 слов.)
разделительные знаки; проверяемые безударные
Орфография: гласные.
Анализ. Что мы узнали про обезьян из этого рассказа? Как же обезьяны спасли от орла маленькую обезьянку?
Составление плана. Учитель читает второй абзац, учащиеся пересказывают и озаглавливают. Выясняют, после какой части должен идти рассказ о защитниках обезьянки, о чем нужно сказать в конце рассказа, и получается план.
Примерные заголовки и опорные слова:
1. Трудно унести добычу. уцепилась
2. Защитники. вцепились
3. Бегство орла. еле вырвался

Просмотров: 4133 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Страшный клад.

(По С. Баруздину.)
(Текст читает учитель.)

Страшный клад.

1. В годы войны фашисты разрушили город. Началась большая стройка. Копал экскаватор канаву для труб.
Вдруг ковш замер! В земле лежали мины.
2. Это фашисты во время войны зарыли страшный клад. Взорвутся мины — и взлетят на воздух дома и школы.
3. Приехали наши солдаты. Они на руках выносили мины в поле. Далеко за городом взрывали солдаты каждую мину. Наконец все взорвали.
4. Спокойно теперь живет город. Новые дома поднимаются. Дети в школах учатся. Спасибо солдатам! (69 слов.)
Анализ. За что жители спасенного города благодарны солдатам? Почему мины названы страшным кладом? Кому еще, кроме солдат, нужно сказать спасибо? Как в трех словах сказано о внимательности и осторожности экскаваторщика? («Вдруг ковш замер!»)
Составление плана. Учитель читает третью часть рассказа, дети пересказывают и озаглавливают ее. Затем выясняют, с чего надо начать рассказ (озаглавливают первую часть), какое объяснение после этого дано в рассказе (озаглавить), чем рассказ кончается.
Примерный план и опорные слова:
1. Страшная находка. экскаватор
2. Замысел фашистов. взорвутся
3. Опасная работа солдат. наконец
4. Спасибо солдатам! поднимаются

Просмотров: 4873 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Птичья коллекция.

(По газете «Комсомольская правда».)

Птичья коллекция.

В квартире врача Симонова богатая коллекция. Врач собирал ее во всех странах мира.
Более 450 разных птиц поют и чирикают с утра до ночи. Тут и скворцы, и канарейки, и попугаи. Восемь попугаев умеют говорить.
Есть очень редкие птицы. Их Симонов привез из Африки. Часто в квартиру врача приходят школьники. Юным друзьям природы интересно слушать птичью коллекцию. (57 слов.)
Орфография: слово с удвоенной согласной; глухие и звонкие согласные в корне слова; существительные мужского рода с шипящей в конце.
Анализ. Из кого же состоит коллекция врача Симонова? Каких птиц зовут редкими? Сколько времени, по-вашему, надо, чтобы собрать более 450 птиц? Что еще нужно, кроме времени, чтобы собрать и хранить такую коллекцию? Что можно сказать о Симонове?
Примерный план; 1. Коллекция в квартире. 2. Состав коллекции. 3. Редкие птицы. 4. Интересно школьникам.
Слова для справок: Симонов, восемь, из Африки, приходят.

Просмотров: 1481 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
III. ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ.

Контрольные изложения для первого полугодия.

Живая елка.

(По «Неделе».)

Живая елка.

В городе Щорсе живет одна семья. К Новому году ребята приносят в дом елку в корзине с землей.
С корнями елочка не засыхает в комнате. Пушистая и свежая стоит она. В доме хорошо пахнет живым лесом.
После праздника елку глубоко зарывают в снег. А весной вместе с корзиной посадят в землю. До нового праздника!(54 слова.)
План изложения; 1. О ком мы будем писать? 2. В чем ребята приносят елку? 3. Стоит живая елка в доме. 4. Елка будет жить. Слова для справок: в городе Щорсе.
Четвероногие артисты. (По газете «Пионерская правда».)
Из зоопарка пропал медвежонок Кнопка. А где же конь Сережа? Где ученый козел Шустрик? Пропали и два пони.
Они уехали к друзьям на праздник. Шустрик танцует около елки вальс. Косолапый Кнопка кувыркается в седле и ловко лазает по лестницам. Пони катают малышей. Весело смотреть на артистов!
Животных подготовили к выступлениям школьники. Юннаты часто бывают в зоопарке и дружат с животными. (60 слов.)
План изложения: 1. Кто пропал из зоопарка? 2. Куда уехали, животные? 3. Как четвероногие артисты развлекают ребят? 4. Кто подготовил артистов?
Детям разрешается употреблять в изложении иные клички, чем в тексте.
Слова для справок: косолапый, юннаты.

>
Просмотров: 2775 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Где грибы выше леса?

(По Г. Ганейзер.)

Где грибы выше леса?

На севере нашей Родины лежит тундра. Летом она покрыта густой травой. Сколько цветов! Голубые незабудки, белая пушица, золотые лютики.
На кочках мягкий мох. Во мху ягоды и грибы.
Удивительное дело! Грибы растут, а леса не видно. Как не видно? У тебя под ногами ивы и березы.
Этим крошкам уже много лет. Выше грибов они не вырастут. Долгая темная зима мешает им вырасти. (64 слова.)
Орфография: вопросительные и восклицательные предложения; согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Анализ. Так, где же грибы выше леса? Почему деревца не растут? Какие слова в рассказе говорят, что деревья очень малы? (Перечитать и повторить выражения: крошки, у тебя под ногами, выше грибов не вырастут.) Какая зима на Севере? Что появляется в тундре во время короткого (1,5—2 месяца) лета? Что сказано о цветах?
Составление плана. Учитель дает один пункт плана: 3. Леса не видно. Учащиеся рассказывают содержание этой части. О чем нужно сказать после этого? (Озаглавливается четвертая часть рассказа.) Как начинается рассказ? (Озаглавливается начало рассказа.) Что еще растет в тундре, кроме цветов? (Озаглавливается эта часть.)
Примерный план: 1. Трава и цветы в тундре. 2. Ягоды и грибы во мху. 3. Леса не видно. 4. Эти крошки не вырастут.
Слова для справок: пушица, вырасти.

Просмотров: 2774 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Интернат.

(По Г. Юрмину.)

Интернат.

В этих школах ученики постоянно живут. Только на каникулы ездят домой. Называется такая школа интернатом.
Ребята в интернате живут как одна семья. Дружно играют, помогают друг другу. Вместе ходят ребята в театр, на каток.
Раз в месяц здесь справляют день рождения. На празднике поздравляют ребят, которые родились в этом месяце. Каждый получает подарок.
В будни ребята старательно учатся. Они всегда вежливые и аккуратные. (63 слова.)
Орфография: некоторых слов из текста (каникулы, театр, аккуратные) осваивается на предыдущих уроках русского языка.
Анализ. Чем интернат похож на семью? Почему день рождения отмечают сразу для многих именинников? Как ведут себя ребята в будни?
Составление плана. Рассказать ту часть, которая лучше других запомнилась? Как ее можно назвать? О чем нужно рассказать до этого? Чем кончается рассказ о ребятах?
Примерный план: 1. Какая школа называется интернатом? 2. Как дети живут в интернате? 3. Как справляют день рождения?
4. Как ведут себя ребята в будни?

Просмотров: 1498 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Трудное слово.

(По С. Баруздину.)

Трудное слово.

1. Ребята писали словарный диктант. Вера Николаевна назвала слово «помидор».
2. Светлана написала слово правильно и задумалась. Заглянула она в тетрадку к Валерику и исправила «о» на «а».
3. Кончился диктант. Света стала проверять слова. Прочла трудное слово и опять задумалась. Решила у Вовы проверить. Вова показал ей свою тетрадь. Света исправила у себя «и» на «е»,
4. В субботу учительница вернула тетради. У Светы слова были написаны правильно, а в слове «помидор» две ошибки. (72 слова.)
Орфография: слова из «Словарика» (помидор, тетрадь, суббота); проверяемые согласные.
Анализ. Какое слово названо трудным? Вы уже умеете его писать?
Как Света сначала написала слово? (Можно сразу на доске написать его и стереть.) Откуда у нее взялись две ошибки? Почему она заменила правильно написанные буквы? (Рассказ этот кончается словами Веры Николаевны: «Так всегда получается, когда человек на себя не надеется».)
Составление плана. Учитель дает заголовки третьей части 3. Вторая ошибка. (Дети ее пересказывают.) Затем читает текст снова, учащиеся решают, на сколько частей можно разделить рассказ. Коллективно озаглавливают их.
Примерный план: 1. Словарный диктант. 2. Первая ошибка. 3. Вторая ошибка. 4. Когда Света узнала о своих ошибках?

Просмотров: 7225 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Двое суток под снегом.

(По Н. Гамбаряну.)
(Четвертую часть рассказа можно записать на доске.)

1. Школьники катались в горах на лыжах. С ними была собака. Ребята увидели лисицу и погнались за ней.
2. Поднялась сильная пурга. К вечеру мальчики не вернулись. Была объявлена тревога. Сотни людей двое суток искали ребят.
3. Группа учеников с учителем физкультуры забралась далеко в горы. Вдруг учитель услышал глухой лай.
4. Спасатели пошли на лай. Долго откапывали люди снежный занос. Ребята спрятались от пурги за скалу. А метель насыпала над ними крышу. (69 слов.)
5. А лисицу ребята все-таки поймали. Она находится в живом уголке школы.
(Пятая часть не включается в план и в изложение.)
Анализ. Почему была объявлена тревога? Почему люди искали мальчишек? Что помогло детям спастись во время пурги? (Можно четвертую часть (без цифры) прочитать на доске.)
Составление плана. События скольких дней описаны в рассказе? Какой день будем считать первым? (Пересказ и озаглавливание первой части.) Через сколько дней нашли мальчиков? Что помогло их найти на третий день? (Отмечается, как важно при пересказе первой части упомянуть о собаке.) Пересказ и озаглавливание третьей-части. О чем нужно рассказать между первой и третьей частями? (Озаглавливается вторая часть.) Без чего рассказ будет неполон? (Озаглавливается четвертая часть.)
Примерные заголовки: 1. За лисой. 2. Тревога! 3. Учитель услышал лай. 4. Крыша из снега.
Слова для справок: поднялась, спасатели, откапывали.
Просмотров: 1942 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Лида Гайдук.

Лида Гайдук была пионеркой. Но красный галстук она прятала на груди. Ведь деревню захватили фашисты.
Каждый день на стенах появлялись листовки партизан. Бумагу для листовок носила партизанам Лида.
Фашисты решили выследить, кто снабжает партизан бумагой. Они завезли в магазин бумагу и стали следить. Кто больше купит бумаги?
Но Лида провела фашистов. Все ребята купили по три листа бумаги.
Так враги и не узнали, кто снабжает бумагой партизан.
Орфография: слова из «Словарика» (магазин, деревня); проверяемые безударные гласные.
Почему все ребята в деревне купили бумаги поровну? В чем состояла Лидина хитрость? Как об этом сказано в конце рассказа? Каким словом можно заменить слово провела? Когда это было? Зачем нужны были листовки людям на захваченной врагом земле?
Составление плана. Учитель медленно читает рассказ, и дети обдумывают на сколько частей его можно разделить. В беседе уточняются названия заголовков плана.
По усмотрению учителя можно третий абзац выписать на доске и начать
составление плана с его озаглавливания.
Примерный план: 1. Красный галстук Лиды Гайдук. 2. Бумага для листовок 3 Замысел фашистов. 4. Что сделали ребята?
Слова для справок: захватили, снабжает.

Просмотров: 1699 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Лесное хозяйство.

(По журналу «Юный натуралист».)

Лесное хозяйство.

Вокруг деревни растут сосны и кедры. Весной школьники собрали много семян для лесхоза.
Есть у ребят и свое хозяйство. Эта питомник и молодой лес. В питомнике юные лесники сеют кедры .
Уже на многих гектарах высадили ребята растения из питомника. Трава в лесу высокая, густая. Полоть ее трудно.
Но лесники успешно справляются с прополкой. Весело тянутся к солнцу кедровые ростки. (60 слов.)
Орфография: слова из «Словарика» (деревья, растения); проверяемые безударные гласные в корне; непроизносимая согласная.
Анализ. Почему в деревне ребята создали лесное хозяйство? Какие деревья они особенно заботливо выращивают? Где они выхаживают маленькие растения? Как юные лесники помогают лесхозу?
Составление плана. После повторного прослушивания рассказа учащиеся пересказывают содержание; ведется коллективное обсуждение: на сколько частей можно разделить пересказ, как озаглавить каждую часть.
Примерный план: 1. Семена для лесхоза. 2. Лесное хозяйство школьников. 3. Посадка леса. 4. Молодые ростки кедра.
Слова для справок: питомник, справляются.

Просмотров: 1369 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее