Изложения в начальных классах » 2 класс Сделать стартовой | Добавить в избранное  

Спасибо тебе, Керим!

(По М. Геттуеву.)

Спасибо тебе, Керим!

1. Был осенний вечер. Машина Максима мчалась по горной дороге. Дождь мешал Максиму видеть повороты и подъемы.
2. Вдруг машину остановил мальчик. Максим затормозил. Мальчик мокрый, замерз, еле говорит.
3. Здесь был обвал. Это увидел маленький Керим. Он стал на шоссе. Дальше ехать нельзя. Керим промок и озяб, пока подошла первая машина.
4. Максим остался на дороге. Керим побежал в село и прислал людей с фонарями.
Спасибо тебе, Керим! (65 слов.)
Анализ. За что спасибо маленькому Кериму? Почему часть шоссе была разрушена? Какая беда грозила машинам в этом месте? В чем проявилась стойкость и сознательность мальчика?
План для пересказа и изложения: 1. Что увидел Керим на дороге? 2. Что он решил сделать? 3. Чья машина была первая? 4. Как поступили Максим и Керим?

Просмотров: 1296 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Земляника.

(По А. Жарикову.)

Земляника.

Была война. Девочки собирали землянику для госпиталя. Ася зашла в чащу.
Вдруг девочка услышала стон. В кустах лежал раненый летчик.
Ася бегом помчалась в госпиталь. За летчиком выехали врачи. Ася в кабине указывала дорогу. Раненый был спасен.
Уже два дня искали этого летчика. Он сбил ночью над Москвой самолет врага. Сам выпрыгнул из горящей машины с парашютом. (58 слов.)
Анализ. Что сделал летчик при защите Москвы от фашистов? Почему он оказался в лесу? Зачем Ася пошла в лес? Как Ася нашла раненного? Как спасли летчика?
План для изложения и пересказа:
1. Что сделал советский летчик? сбил фашистский
2. Как он оказался в лесу? парашют
3. Как Ася нашла раненого?
4. Как спасли летчика? госпиталь
Просмотров: 3063 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Алмаз.

(По Л. Линькову.)
(Выделенное предложение записано на доске.)

Алмаз.

Однажды пограничники и собака Алмаз обходили границу. Вдруг Алмаз остановился и обнюхал траву. Шерсть у него стала дыбом. Пограничники поняли: здесь прошли чужие.
Собака взяла след. Часа через два пограничники подошли к озеру. В кустах стояла лодка. Алмаз прыгнул в нее, обнюхал,
потянул в камыши.
В камышах Алмаз нашел трех нарушителей. Они стояли на дне и дышали через камышинки. Пограничники связали их и
повели на заставу.
— Молодец, Алмаз! — похвалил начальник заставы. (72 слова.)
Орфография: кличка животного; проверяемые безударные гласные.
Аиализ. За что начальник пограничной заставы похвалил Алмаза? Кого называют нарушителями границы? Как же нарушители спрятались от пограничников? Почему через срезанную камышинку можно дышать? (Если дети не знают, объяснить, что ствол у камыша полый.)
План пересказа и изложения и опорные слова:
1. Где скрывались нарушители границы? перешли, камышинки
2. Как Алмаз нашел след чужих людей? обнюхал, поняли
3. Куда собака вывела пограничников? к озеру
4. Как нарушители были пойманы? потянул
Предложение с прямой речью учащиеся спишут с доски.
Просмотров: 2483 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Ответы на вопросы по содержанию полностью разобранного текста.

В работах этого типа учащиеся не воспроизводят рассказ полностью, а лишь ту часть его фабулы, которая доступна им по орфографии и по своему объему не превышает количества слов, рекомендуемого для II класса. Содержание изложения определяется вопросами готового плана. См. в статье «Методика работы во II классе» указания к проведению этой работы.

Сказка в лесу.

(По К. Паустовскому.)

Сказка в лесу.

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.
Вечером он вернулся на поляну. Под-каждый гриб он спрятал конфету или ленточку.
Под одним восковой цветок, под другим — наперсток. Здесь — пряник, там — яблоко.
Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.
Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы. (75 слов, в изложении — 45—50 слов.)
Анализ. Где вы читали о добрых человечках — гномах? Что писал для детей Андерсен? Что сделал Андерсен для девочки?
Вопросы для пересказа и изложения: 1: Кого привел в лес сказочник Андерсен? 2. Сколько лет было девочке? 3. Что находила девочка на поляне? 4. Как сказано про радость девочки? 5. Чему поверила малютка?
При ответе на третий вопрос можно использовать картинки или предметы с надписями возле них (конфета, наперсток, и т, д.). Это поможет при построении предложений и предупредит ошибки при письме.

Просмотров: 6521 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Двоечница-отличница.

(По Г. Юрмину.)

Двоечница-отличница.

Наши ребята ведут переписку со школьниками братских стран. Друзья пишут о прочитанных книгах, об играх, о школьных делах.
Школьница из ГДР делится с подружкой своей радостью. У нее по всем предметам «единицы» и «двойки». Она желает и Маше стать двоечницей.
Маша очень удивилась. Чему тут радоваться? Надо плакать горючими слезами.
Маша в ответ похвалилась своими «пятерками» и «четверками». Немецкая девочка пожалела свою советскую подругу.
Скоро все объяснилось. Обе девочки были отличницами. Ведь в ГДР самыми хорошими отметками считаются «единицы» и «Двойки». А вот самая плохая — «пятерка»! (85 слов, в ответах — 40—50 слов.)
Анализ. О чем пишут друг другу школьники братских стран? Почему Маша жалела немецкую девочку? Почему немецкая девочка гордилась своими отметками? Почему обеих девочек можно назвать отличницами?
Вопросы и опорные слова для ответа:
1. Кому писала письмо немецкая школьница?
2. Какой радостью она поделилась? двоечница
3. Как отнеслась Маша к этому письму? Чему тут радоваться?
4. Почему немецкая девочка названа отличницей? считаются

Просмотров: 1238 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
2 КЛАСС

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ

Все изложения, проводимые во II классе, можно разделить на две основные группы: одни проводятся по готовому плану, предложенному учителем; в работе над другими учащиеся составляют план коллективно под руководством учителя. В основу расположения текстов в сборнике положен этот принцип их деления.
Это не значит, однако, что, планируя работу над изложением, учитель сначала отводит время исключительно для изложений по готовому плану, а затем, во втором полугодии, начинает обучать второклассников составлению плана. Обучающая работа над изложениями обоих видов ведется на протяжении всего учебного года.
Восстановив основные навыки работы над изложением текстов по готовому плану, учитель уже в первой четверти включает в систему работы и обучение учащихся составлению плана к изложению. Работы по готовому плану следует продолжать в течение всего учебного года, располагая их по степени увеличения объема рассказов и усложнения задания, сопутствующего изложению.
Строя свою систему обучения второклассников изложениям, учитель принимает во внимание возможную связь содержания текстов с изучением программы по русскому языку и чтению и наблюдениями по природоведению.
Просмотров: 45545 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Яблони.

(По А. Корнееву.)

Яблони.

Костя однажды шел мимо сада дедушки Евдокима. А там Володя Калугин ямки для яблонь роет. Попросился и Костя в саду работать.
Дедушка разрешил. Началась работа. Дед ставил саженец в ямку. Володя лопатой бросал землю. Костя из ведра подсыпал навоз.
После работы мальчики осмотрели питомник. На грядках росли ровные рядки сеянцев.
С подарками шли ребята домой. Дедушка подарил им по десятку саженцев. (61 слово.)
Орфография: собственные имена; проверяемые согласные; проверяемые безударные гласные.
Анализ. Что Володя и Костя сделают с подарками? Сумеют ли они правильно посадить молодые яблони? Кто их этому научил? Откуда саженцы у самого деда Евдокима? (Объяснить слово питомник и написать его на доске.)
Составление плана. Словесное рисование и озаглавливание каждой картины к рассказу.
Примерный план: 1. Володя и Костя. 2. Дружная работа. 3. Питомник. 4. С подарками.
Слова для справок: Калугин, Евдоким, саженец.

Просмотров: 3034 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Петькин заяц.

(По Н. Каразииу.)

Петькин заяц.

Лежит зайчишка под кустом. От охотника убежал. А больше! силы нет. Лапка дробью перебита.
Вдруг затрещали кусты. А из кустов богатырь к зайцу идет. Шапка лохматая.
Запихнул Петька зайчишку в теплый тулуп 2. Согрелся зайчик и заснул. Понес его мальчик домой.
В избушке лесника гость прожил зиму. Лапка зажила. Подружился Петька с зайцем. Так друг за дружкой и бегают.
Пришла весна. Открыл однажды лесник окошко. Только и видели серого! (68 слов.)
Орфография: проверяемые безударные гласные; сочетание жи.
Анализ. Как понять последнее предложение? Почему зайчишка весной убежал от друзей? Почему про Петю и зайца сказано «подружились»?Кем показался зайчишке мальчик при встрече в лесу?
Составление плана. Учащиеся рассказывают содержание каждой возможной картинки и озаглавливают их.
Возможные заголовки: 1. Гибель близка. 2. Богатырь. 3. Спасение. 4 Зима в избушке. 5. Только и видели серого!
Слова для справок: лохматая, друг за дружкой.

Просмотров: 4346 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Рысь в такси.

(По П. Ворошилову.)
(Вторая часть рассказа выписана на доске.)

Рысь в такси.

1. Снег закрыл землю толстым покрывалом. Холодно и голодно стало в тайге. Звери и птицы жмутся к жилью.
2. Вот что случилось суровой зимой в сибирском городе. Шофера такси остановили на улице люди. У забора сидела рысь. Гостья из тайги могла наделать много бед.
3. Шофер набросил на хищницу свое пальто и быстро сунул се в багажник. Рысь в такси поехала в зоопарк. (58 слов.)
Орфография: разделительный ь, проверяемые согласные и безударные гласные.
Анализ. Каких бед могла наделать в городе хищница? Почему рысь попала в город?
Составление плана. В какой части рассказа сказано, почему рысь попала в город? Пересказать и озаглавить ее. Какую картинку можно нарисовать ко второй части? Прочитать эту часть по доске и выбрать из нее слова для второго заголовка. Подумать, каким человеком был шофер, и этими словами озаглавить третью часть.
Возможные заголовки: 1. Суровая зима. 2. Гостья из тайги. 3. Смелый шофер.
Послушать вторую и третью части рассказа, записать в свою тетрадь разные названия для рыси (рысь, гостья из тайги, хищница).

Просмотров: 2111 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Мороз выручил.

(По М. Садовскому.)

Мороз выручил.

В Москве строили метро. Проходчики вели тоннель. Мягкая почва ползет. Вода ручьями бежит.
Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили.
Работать теперь легко. Только стены тоннеля сделали очень прочными. Земля оттаяла, но вода через стены не прошла.
Так мороз помог строить Московское метро.
Этот способ часто помогал строителям метро в Ленинграде. Там почва сырая, много подземной воды.
Теперь прекрасное метро в Ленинграде! (65 слов.)
Орфография: окончания прилагательных женского и среднего рода; глухие и звонкие согласные; проверяемые гласные в корне слова; названия городов.
Анализ. Где бегут поезда метро? Что нужно сделать, чтобы построить дорогу под землей? Какие трудности встречаются в работе строителей? Какая машина помогает справиться с болотами? В каких городах мороз помог строителям метро?
Составление плана. Прослушав рассказ вторично, учащиеся выясняют, какие города названы, озаглавливают последнюю часть рассказа. Затем слушают снова три абзаца и озаглавливают их.
Примерный план: 1. Почему стала работа в тоннеле? 2. Холодильная машина. 3. Мороз помог строить метро в Ленинграде.
Слова для справок: тоннель, строители, оттаяла.

Просмотров: 1843 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее