Изложения в начальных классах » 2 класс Сделать стартовой | Добавить в избранное  

Выборочное изложение.

Работы этого типа дают возможность предлагать детям для прослушивания и разбора рассказы несколько большего объема, чем для полного изложения, что повышает заинтересованность учащихся содержанием текста.
Задание излагать содержание лишь тематически ограниченной, законченной по содержанию части рассказа требует от учащихся повышенного внимания, сосредоточенности при изложений.

Аи да муравьи!

(По Д. Клещеву.)
(Заглавие и отрывок из второй части рассказа записаны на доске.)

Выборочное изложение.

1. Муравейник стоял на самом видном месте, возле дороги к реке. Мне нравилось наблюдать за муравьями. Я думал, что муравьи живут и трудятся спокойно. Но... ошибся.
2. Летом рыбаки стали разрывать муравейник. Им нужны были муравьиные яйца на приманку. Муравьи снова собирали свой дом. И опять кто-то разрушал муравейник.
Однажды муравейник исчез. Смотрю по сторонам. Пусто. Только чуть видны по земле дорожки. Взглядом слежу за ними. Неужели такое возможно?
Муравейник стоит теперь среди непролазного кустарника. Колючки защищают муравьев от злых обидчиков. (Для изложения используется вторая часть—55 слов.)
Орфография: разделительный ь; проверяемые безударные гласные.
Анализ. (Открывается заранее выписанный на доске отрывок рассказа.) Чему поразился писатель? Кто разрыл муравейник? Что же невозможное сделали муравьи, чтобы спасти свой дом от злых обидчиков? Почему у рассказа такое заглавие? Как по-другому можно похвалить муравьев?
Учащиеся предупреждаются, что будут излагать только самую интересную часть рассказа (55 слов).
План:
1. Рыбаки губят муравейник. снова собирали
2. Муравейник исчез! неужели
3. Куда вели дорожки? непролазный кустарник
4. Защита от обидчиков. защищают
Просмотров: 5630 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Юный разведчик.

(По В. Чичкову.)
(Выделенное предложение записано на доске.)

Юный разведчик.

1. Мальчику Армандо было 12 лет, когда он ушел к партизанам. В те дни партизаны вели опасную борьбу против врагов.
Ребята, друзья Армандо, долго ничего не знали о нем.
Революция победила. Старый партизан на празднике победы рассказал мальчишкам об их друге.
2. Армандо был в отряде рядчиком. В лохмотьях нищего он бродил по окрестностям. Нищий замечал, где стоят отряды врага, сколько у них пушек.
Враги схватили Армандо. Мальчик стойко выдержал допрос и пытки. Маленький герой молчал. Он не предал партизан. Враги убили храброго разведчика.
Партизаны свято чтили память юного героя.(48 слов.)
Орфография: непроизносимые согласные; проверяемые безударные гласные.
Анализ: Почему Армандо ушел к партизанам? Чем опасна работа разведчика? Почему мальчик назван героем?
Учитель предупреждает, что нужно излагать только вторую часть рассказа, и читает ее (48 слов).-Начиная пересказ, ученики редактируют первое предложение, чтобы начало рассказа объясняло все содержание, например: Мальчик Армандо был разведчиком у партизан.
План:
1. Маленький нищий. в лохмотьях
2. Армандо не предал. стойко выдержал
3. Память о герое. чтили память
Просмотров: 4092 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Чудесная книга.

(По А. Федорову.)

Чудесная книга.

1. В воскресенье Веня отправился следы звериные читать. Он взял с собой братишку Васю.
В лесу красота! Будто сказка. Вьюга украсила сосны лохматыми шапками. Березки надели искристые накидки. Красногрудые снегири, как живые игрушки, по веткам прыгают.
Объясняет Веня брату, где какой зверь прошел. Здесь лось пробил снежную корку. Вот ласка след оставила, как двумя пальцами провела. Под дубом лисица мышку съела. (60 слов.)
2. Пошли братья по заячьему следу. Вдруг видят: в ловушке заяц бьется. Шерстка вся кровью вымазана, съежилась. Веня снял с русака кольцо и отпустил его на волю.
По следам чужих лыж мальчики нашли еще пять ловушек. Веня поломал их. Так проучили юные друзья леса нарушителя законов охоты.
Удачный день был у братьев. Много интересных страниц прочли мальчики в чудесной снежной книге. (58 слов.)
Орфография: разделительные ъ и ь; проверяемые безударные гласные.
Анализ. Почему рассказ назван «Чудесная книга»? Следы каких животных сумел прочитать Веня? Куда привел братьев заячий след? Как наказали мальчики нарушителя законов охоты? (Объяснить значение слова наказали: ловушки на зайцев ставить запрещено.) Что еще, кроме следов животных, порадовало ребят в этот день? (Красота леса.)
План изложения:
1. Заяц в ловушке.
2. Нарушитель наказан.
3. Удачный день.
К изложению учащиеся могут придумать другое заглавие.
Просмотров: 2717 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Кот и собака.

(По Б. Емельянову.)

Кот и собака.

1. Друзья были разные: кот настоящий, а собака игрушечная. Игрушка была старая. Правое ухо оторвали дикие звери. От
хвоста осталось одно проволочное колечко. Шерсть на спине съела моль. Лежала собака на полке.
Агапычу жилось скучно. На улицу его не пускали. Животных в квартире не было. А от человека какое коту веселье? (Текст читается, но в изложение не войдет.)
2. Однажды игрушечная собака упала с полки. Кот Агапыч испугался. Хозяин покрутил проволоку. Собака завертела головой. Агапыч обрадовался. Он отнес собаку на кухню.
Там стояло молоко для кота. Агапыч решил накормить собаку. Он держал игрушку за шиворот и тыкал в блюдечко носом. Молоко текло по усам, только в рот собаке не попадало.
Но Агапыч был доволен. Он свое дело сделал — товарища, накормил. (60 слов.)
Орфография: слова из «Словарика» (молоко, собака и др.); проверяемые гласные.
Анализ. Кого звали Агапычем? Почему хозяин Агапыча решил рассказать нам эту историю? Что же забавного, смешного в этом рассказе? Почему Агапыч мог принять игрушку за живое существо?
План изложения:
1. Как Агапыч познакомился с собакой?
2. Когда Агапыч обрадовался? проволоку, завертела
3. Кушайте, пожалуйста! за шиворот
4. Чем был доволен Агапыч?
Просмотров: 3895 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Артист Памир.

(По А. Дуровой.)
(Каждый ряд учащихся излагает одну из двух частей рассказа.)

Артист Памир.

1. Собака Памир знает счет до десяти. На полу лежат цифры. Ребята задают Памиру задачи на сложение и вычитание.
Сколько будет пять плюс четыре? Памир обходит круг с цифрами. Вот он взял в зубы цифру 9.
Правильно!
А Сколько будет восемь минус семь? Единица! Справился Памир с задачами. (47 слов.)
2 Памир математики не знает. Решает задачу за него артист. Собака чутко следит за каждым знаком артиста. Зрители не поймут сигнала. А собака находит цифру по знаку артиста. Малыши в цирке довольны и дружно хлопают.
Собаки — способные ученики. Они прилежно учат свои номера. Ошибки на сцене они делают редко. (48 слов.)
Орфография: сочетания ча, чу, ши; слова, усвоенные на занятиях по математике; кличка животного; знаки препинания в конце предложения.
Анализ. Где выступает Памир и другие ученые собаки? Какие задачи решает в цирке Памир? Какой секрет раскрыл нам автор? Кто думал, что задачу решает собака сама? (Малыши.) Как еще в рассказе называют детей? Почему их назвали зрителями?
Учитель дает заглавия и планы выборочных изложений для каждого ряда учащихся:
I. Памир решает задачи. 1. Что делает Памир в цирке? 2. Как решил он первую задачу? 3. Какая была вторая задача?
II. Памир математики не знает. 1. Кто решает задачу за собаку? 2. Как собака находит цифру? 3. Почему собаки на сцене редко делают ошибки? (Они внимательны.)
Предложения из рассказа с вопросительной и восклицательной интонациями выделяются при вторичном прослушивании рассказа, и дети в пересказе воспроизводят нужные интонации.
Каждый учащийся излагает одну часть рассказа с заданием: объяснить в своем изложении заглавие своей части рассказа.

Просмотров: 1622 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
На суше и на море.

(По Н. Коростелеву.)

На суше и на море.

1. Собаки часто спасают жизнь человеку, В горах бывают снежные обвалы. Они глубоко засыпают людей. Но собака чует человека под снегом. Начнет она в этом месте лапами грести снег. А тут и спасатели подоспеют.
Собака по кличке Бари спасла более сорока человек. Они уже замерзали. А пес Тюрк нашел 35 человек под снегом. (51 слово.)
2. И на воде собаки спасают жизнь людям. Это делают собаки водолазы.
По сигналу собака прыгает в бурное море. Сильные волны мешают ей плыть. Но водолаз настигает утопающего.
Собака осторожно берет человека за одежду. Путь к берегу труден. Собака крепко держит в зубах одежду человека. Вот и берег. Собака тяжело дышит. Человек спасен. (53 слова.)
Орфография: проверяемые гласные; клички животных.
Анализ. Где спасают собаки людей? Вместо какого слова употреблены в заглавии слова на суше (в горах)? Как собака спасает человека в горах? Каких собак зовут водолазами? Почему? На сколько частей легко разделить рассказ? Как озаглавить первую часть? («В горах».) Как — вторую часть? («На море».)
План и опорные слова для каждой части:
I. В горах. 1. Чем страшны снежные обвалы? (Засыпают.) 2. Как собака спасает человека? (Грести, подоспеет.) 3. Что сделали собаки Бари и Тюрк? (Более сорока.)
II. Н а море. 1. Какие собаки спасают людей на воде? (Водолазы.) 2. Как водолаз спасает утопающего? (Настигает.) 3. Как собака с человеком плывет к берегу? (Дышит.)

Просмотров: 2763 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Не так, как в сказке.

(По Н. Павловой.)

Не так, как в сказке.

1. Был Новый год. Горела огнями нарядная елка. Вся наша семья любовалась елочкой.
Тетя Катя читала нам вслух сказку Андерсена. Сказочник рассказал о судьбе одной елочки. Она счастливо жила в лесу. Потом нарядная стояла в комнате. После праздника елку выбросили во двор. Дворник разрубил ее на растопку.
Это очень грустная сказка. Я заплакала и долго не могла утешиться. (56 слов.)
2. Я грустно смотрела на свою елочку. Ведь она тоже погибнет после праздника. Но папа утешил меня. Он обещал нашей елочке более счастливую судьбу.
После праздника папа срезал с елки веточку. В банке с особым раствором ветка дала корешки. Стояла она веселая, как лесная елочка.
Весной мы высадили елочку, в лесу. Птички будут слушать рассказ елочки о заботливых людях. (58 слов.)
Орфография: слова с непроизносимыми согласными.
Анализ. Кто назван заботливыми людьми? Как Лида и ее папа вырастили маленькую елочку? Почему рассказ назван «Не так, как в сказке»? Какая судьба у елочки в сказке Андерсена? (Печальная.) Почему судьба Лидиной елочки может быть названа счастливой?
Каждый учащийся пишет изложение одной части.
I. Сказка Андерсена про елочку. 1. Семья возле елки. 2. Сказка Андерсена. 3. Почему Лида заплакала?
II. Елочка живет. 1. О чем грустила Лида? 2. Как папа утешил дочку? 3. Что папа сделал с веточкой? 4. Елочка в лесу.
Слова с непроизносимыми согласными дети могут выбрать из текста по слуху и объяснить их правописание. Опорные слова учитель дает по своему усмотрению.
Практическая работа по замене местоимения я словами девочка, Лида, папа с дочкой не вызовет затруднений, так как глагольные формы не требуется изменять: глаголы в прошедшем времени. При пересказе под руководством учителя дети вносят в рассказ вместо я указанные выше существительные.
Девочку из рассказа Н, Павловой «Не так, как в сказке» зовут Лидой.
Просмотров: 4964 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Лисья школа.

(По А. Востром.)

Лисья школа.

( Текст читает учитель. Можно написать на доске одну из частей рассказа. Это повысит самостоятельность при анализе словарных особенностей текста и при орфографической подготовке.)
1. В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жили в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком. (27 слов.)
2. Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору. (29 слов.)
3. Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами. (28 слов.).
4. Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа. (25 слов.)
5. Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся путать след и убегать от собак. (28 слов.)
6. Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка и птичка. (30 слов.)
Анализ. Почему рассказ назван «Лисья школа»? В какое время года лиса учила лисят? Чему мать-лиса научила своих детёнышей? Как названа лиса в разных частях рассказа? (Мать, учительница.) Как в разных частях рассказа названы лисята? (Малыши, дети, ученики, маленькие охотники, молодые животные, звери, хищники.)
В малокомплектной школе, при небольшом числе учащихся, можно каждому ученику дать листок с частью рассказа. Ученик читает вслух свою часть рассказа и объясняет, почему в этом отрывке больше других подходит именно это название для лисят.
Названия лисят выписываются в столбик на доске.
План пересказа по частям и изложения: I. Лисья семья. 2. Игры на лужайке. 3. Первые уроки. 4. Маленькие охотники.
5. Лисьи хитрости. 6. Стали взрослыми,
Озаглавливание проводится коллективно, при перечитывании по частям.
Для изложения учитель из рассказа берет одну-две части по своему усмотрению, с соответствующим заглавием (из плана).
Просмотров: 7771 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Белянка.

(По В. Чаплиной.)

Белянка.

1. Школьники часто бывали на ферме. Они помогали кормить ягнят.
Однажды зашел на ферму Витя. Тетя Глаша поила из бутылки маленькую овечку. Бедняжка осталась без матери.
Полюбилась мальчику сиротка. Он вызвался ее кормить. Назвал Белянкой.
С утра Витя спешил к Белянке. Он поил овечку молоком, гулял с ней. И Белянка привязалась к мальчику. (50 слов.)
2. Подросла Белянка. Стали ее в стадо гонять. И однажды овечка пропала. Весь вечер искал Витя свою любимицу.
Была уже ночь, когда он пришел в лес. Было очень страшно, но Витя все звал Белянку.
Вдруг он услышал ее голос. Из кустов показалось белое пятно.
Счастливый Витя привел ягненка домой. (55 слов.)
Орфография: проверяемые согласные и безударные гласные; кличка животного; непроизносимая согласная.
Анализ. Почему Витя назвал овечку Белянкой? Как вы понимаете, выражение привязалась к мальчику? Почему Белянка к мальчику привязалась? Почему Витя даже ночью пошел в лес?
Каждый учащийся излагает одну часть рассказа.
Заглавия и план каждой части.
I. Друзья. 1. Помощники на ферме. 2. Маленькая сиротка. 3. Что решил
Витя? 4. Забота о Белянке.
Слова для справок: полюбилась, привязалась.
II. Тревога. 1. Белянка пропала. 2. Ночью в лесу. 3. Нашлась!
Слова для справок: показалось белое пятно.
Просмотров: 3685 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Изложения по измененному плану.

Эти изложения во II классе имеют задание: рассказать о событиях в порядке их естественной последовательности, а не так как дано в тексте. Выполнение задания требует от учащихся ясного осознания связи событий. При новом расположении материала возможно введение предложений или слов, определяющих новое начало рассказа или переход от одного события к другому. Работа выполняется сначала устно, под руководством учителя ведется запись изложения по частям.

Вот так девочки!

(По «Неделе».)

Вот так девочки!

1. Галина и Марийка возвращались из школы. Вдруг они увидели синий огонек. Узкой ленточкой полз он на горку.
2. А там склад горючего. Рядом с ним контора, ферма, дома колхозников.
3. Девочки бросились к огню. Они топтали пламя ногами. Марийка принесла лопату. Широкая канава отрезала путь огню, Склад был спасен.
4. Как же начался пожар? Часто шоферы проливали бензин. Он ручейками стекал с холма. На ручеек упала горящая спичка. Огонь побежал по ручейку.
Если бы не пионерки, была бы большая беда! (77 слов.)
Орфография : проверяемые согласные и безударные гласные; сочетания чк; слова из «Словарника» I класса.
Анализ. О какой большой беде здесь сказано? Кто же спас склад от взрыва и село от пожара? Что мы узнали о девочках из последнего предложения? (Они — пионерки.) Почему их можно назвать настоящими пионерками?
Объяснить, что значит восклицание «Вот так девочки!» Какие это были девочки?
План рассказа: 1. Что увидели школьницы? 2. Какую беду нес огонь? 3. Как пионерки отвели беду? 4. Как начался пожар?
Обсудив план, учащиеся устанавливают, что можно это событие описать в ином порядке, рассказав, прежде всего о том, как начался пожар. Учитель предлагает иной план изложения: 1. Как начался пожар? 2. Какую беду нес огонь? 3. Что видели школьницы? 4. Как пионерки отвели беду?
Новое начало для пересказа и изложения: Склад горючего стоял на горке...
Просмотров: 1518 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее