ТЕКСТЫ.
I. ИЗЛОЖЕНИЯ ПО ГОТОВОМУ ПЛАНУ.
Изложения по готовому плану совершенствуют заложенный в I классе навык последовательного изложения содержания и дают возможность продолжать работу над предложением: редактировать при пересказе изложение одной, наиболее трудной, или нескольких частей рассказа; привлекать внимание учащихся к образным выражениям и устойчивым словосочетаниям,
Изложение текста полностью.
Еж и Волк.
(По А. К у м м а и С. Р у н г е.)
Сказочка. (Текст запиаан на доске.)
1. Набрал Еж ягод.
2. Повстречался ему серый Волк. Ежик вежливо поздоровался с ним.
3. Волк бросился на Ежа. Он хотел отнять ягоды.
4. Еж быстро свернулся и уколол Волка в нос. От боли Волк завыл и упал на землю.
5. А Ежик убежал. (39 слов.)
На уроках русского языка и чтения учащиеся повторяют правописание слов: вежливо, поздоровался, повстречал, проговаривают их по слогам. Перед чтением сказочки проводится беседа: дети вспоминают, как работали над изложением в I классе; какие работы были особенно интересны; зачем нужен план при изложении.
Учащиеся сами читают текст.
Анализ. Как защищался Еж от врага? Почему слова Еж и Волк везде написаны с большой буквы? Как вел себя Ежик при встрече с Волком? (Хором читается предложение: «...вежливо поздоровался...».)
Вопросы для работы над предложением: 1. Что набрал Еж? 2. Кого он повстречал? 3. Как Ежик поздоровался с Волком? 4. Как поступил Волк? 5. Как Еж защищался от врага?
По этим же вопросам учащиеся пишут изложение.
Для подготовки к письму текст снова открывается, учащиеся проговаривают по слогам трудные слова и подчеркивают проверяемые орфограммы (ягод, Еж, хотел, уколол, убежал)! Следует выделить в тексте слова, которые связаны союзом и.
