Изложения в начальных классах » 2 класс Сделать стартовой | Добавить в избранное  

ТЕКСТЫ.
I. ИЗЛОЖЕНИЯ ПО ГОТОВОМУ ПЛАНУ.

Изложения по готовому плану совершенствуют заложенный в I классе навык последовательного изложения содержания и дают возможность продолжать работу над предложением: редактировать при пересказе изложение одной, наиболее трудной, или нескольких частей рассказа; привлекать внимание учащихся к образным выражениям и устойчивым словосочетаниям,
Изложение текста полностью.

ИЗЛОЖЕНИЯ ПО ГОТОВОМУ ПЛАНУ.

Еж и Волк.

(По А. К у м м а и С. Р у н г е.)
Сказочка. (Текст запиаан на доске.)

1. Набрал Еж ягод.
2. Повстречался ему серый Волк. Ежик вежливо поздоровался с ним.
3. Волк бросился на Ежа. Он хотел отнять ягоды.
4. Еж быстро свернулся и уколол Волка в нос. От боли Волк завыл и упал на землю.
5. А Ежик убежал. (39 слов.)
На уроках русского языка и чтения учащиеся повторяют правописание слов: вежливо, поздоровался, повстречал, проговаривают их по слогам. Перед чтением сказочки проводится беседа: дети вспоминают, как работали над изложением в I классе; какие работы были особенно интересны; зачем нужен план при изложении.
Учащиеся сами читают текст.
Анализ. Как защищался Еж от врага? Почему слова Еж и Волк везде написаны с большой буквы? Как вел себя Ежик при встрече с Волком? (Хором читается предложение: «...вежливо поздоровался...».)
Вопросы для работы над предложением: 1. Что набрал Еж? 2. Кого он повстречал? 3. Как Ежик поздоровался с Волком? 4. Как поступил Волк? 5. Как Еж защищался от врага?
По этим же вопросам учащиеся пишут изложение.
Для подготовки к письму текст снова открывается, учащиеся проговаривают по слогам трудные слова и подчеркивают проверяемые орфограммы (ягод, Еж, хотел, уколол, убежал)! Следует выделить в тексте слова, которые связаны союзом и.

ИЗЛОЖЕНИЯ ПО ГОТОВОМУ ПЛАНУ.
Просмотров: 10446 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Двоечница-отличница.

(По Г. Юрмину.)

Двоечница-отличница.

Наши ребята ведут переписку со школьниками братских стран. Друзья пишут о прочитанных книгах, об играх, о школьных делах.
Школьница из ГДР делится с подружкой своей радостью. У нее по всем предметам «единицы» и «двойки». Она желает и Маше стать двоечницей.
Маша очень удивилась. Чему тут радоваться? Надо плакать горючими слезами.
Маша в ответ похвалилась своими «пятерками» и «четверками». Немецкая девочка пожалела свою советскую подругу.
Скоро все объяснилось. Обе девочки были отличницами. Ведь в ГДР самыми хорошими отметками считаются «единицы» и «Двойки». А вот самая плохая — «пятерка»! (85 слов, в ответах — 40—50 слов.)
Анализ. О чем пишут друг другу школьники братских стран? Почему Маша жалела немецкую девочку? Почему немецкая девочка гордилась своими отметками? Почему обеих девочек можно назвать отличницами?
Вопросы и опорные слова для ответа:
1. Кому писала письмо немецкая школьница?
2. Какой радостью она поделилась? двоечница
3. Как отнеслась Маша к этому письму? Чему тут радоваться?
4. Почему немецкая девочка названа отличницей? считаются

Просмотров: 1843 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Ответы на вопросы по содержанию полностью разобранного текста.

В работах этого типа учащиеся не воспроизводят рассказ полностью, а лишь ту часть его фабулы, которая доступна им по орфографии и по своему объему не превышает количества слов, рекомендуемого для II класса. Содержание изложения определяется вопросами готового плана. См. в статье «Методика работы во II классе» указания к проведению этой работы.

Сказка в лесу.

(По К. Паустовскому.)

Сказка в лесу.

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.
Вечером он вернулся на поляну. Под-каждый гриб он спрятал конфету или ленточку.
Под одним восковой цветок, под другим — наперсток. Здесь — пряник, там — яблоко.
Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.
Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы. (75 слов, в изложении — 45—50 слов.)
Анализ. Где вы читали о добрых человечках — гномах? Что писал для детей Андерсен? Что сделал Андерсен для девочки?
Вопросы для пересказа и изложения: 1: Кого привел в лес сказочник Андерсен? 2. Сколько лет было девочке? 3. Что находила девочка на поляне? 4. Как сказано про радость девочки? 5. Чему поверила малютка?
При ответе на третий вопрос можно использовать картинки или предметы с надписями возле них (конфета, наперсток, и т, д.). Это поможет при построении предложений и предупредит ошибки при письме.

Просмотров: 11431 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Алмаз.

(По Л. Линькову.)
(Выделенное предложение записано на доске.)

Алмаз.

Однажды пограничники и собака Алмаз обходили границу. Вдруг Алмаз остановился и обнюхал траву. Шерсть у него стала дыбом. Пограничники поняли: здесь прошли чужие.
Собака взяла след. Часа через два пограничники подошли к озеру. В кустах стояла лодка. Алмаз прыгнул в нее, обнюхал,
потянул в камыши.
В камышах Алмаз нашел трех нарушителей. Они стояли на дне и дышали через камышинки. Пограничники связали их и
повели на заставу.
— Молодец, Алмаз! — похвалил начальник заставы. (72 слова.)
Орфография: кличка животного; проверяемые безударные гласные.
Аиализ. За что начальник пограничной заставы похвалил Алмаза? Кого называют нарушителями границы? Как же нарушители спрятались от пограничников? Почему через срезанную камышинку можно дышать? (Если дети не знают, объяснить, что ствол у камыша полый.)
План пересказа и изложения и опорные слова:
1. Где скрывались нарушители границы? перешли, камышинки
2. Как Алмаз нашел след чужих людей? обнюхал, поняли
3. Куда собака вывела пограничников? к озеру
4. Как нарушители были пойманы? потянул
Предложение с прямой речью учащиеся спишут с доски.
Просмотров: 3639 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Земляника.

(По А. Жарикову.)

Земляника.

Была война. Девочки собирали землянику для госпиталя. Ася зашла в чащу.
Вдруг девочка услышала стон. В кустах лежал раненый летчик.
Ася бегом помчалась в госпиталь. За летчиком выехали врачи. Ася в кабине указывала дорогу. Раненый был спасен.
Уже два дня искали этого летчика. Он сбил ночью над Москвой самолет врага. Сам выпрыгнул из горящей машины с парашютом. (58 слов.)
Анализ. Что сделал летчик при защите Москвы от фашистов? Почему он оказался в лесу? Зачем Ася пошла в лес? Как Ася нашла раненного? Как спасли летчика?
План для изложения и пересказа:
1. Что сделал советский летчик? сбил фашистский
2. Как он оказался в лесу? парашют
3. Как Ася нашла раненого?
4. Как спасли летчика? госпиталь
Просмотров: 5279 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Спасибо тебе, Керим!

(По М. Геттуеву.)

Спасибо тебе, Керим!

1. Был осенний вечер. Машина Максима мчалась по горной дороге. Дождь мешал Максиму видеть повороты и подъемы.
2. Вдруг машину остановил мальчик. Максим затормозил. Мальчик мокрый, замерз, еле говорит.
3. Здесь был обвал. Это увидел маленький Керим. Он стал на шоссе. Дальше ехать нельзя. Керим промок и озяб, пока подошла первая машина.
4. Максим остался на дороге. Керим побежал в село и прислал людей с фонарями.
Спасибо тебе, Керим! (65 слов.)
Анализ. За что спасибо маленькому Кериму? Почему часть шоссе была разрушена? Какая беда грозила машинам в этом месте? В чем проявилась стойкость и сознательность мальчика?
План для пересказа и изложения: 1. Что увидел Керим на дороге? 2. Что он решил сделать? 3. Чья машина была первая? 4. Как поступили Максим и Керим?

Просмотров: 1988 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Изложения по измененному плану.

Эти изложения во II классе имеют задание: рассказать о событиях в порядке их естественной последовательности, а не так как дано в тексте. Выполнение задания требует от учащихся ясного осознания связи событий. При новом расположении материала возможно введение предложений или слов, определяющих новое начало рассказа или переход от одного события к другому. Работа выполняется сначала устно, под руководством учителя ведется запись изложения по частям.

Вот так девочки!

(По «Неделе».)

Вот так девочки!

1. Галина и Марийка возвращались из школы. Вдруг они увидели синий огонек. Узкой ленточкой полз он на горку.
2. А там склад горючего. Рядом с ним контора, ферма, дома колхозников.
3. Девочки бросились к огню. Они топтали пламя ногами. Марийка принесла лопату. Широкая канава отрезала путь огню, Склад был спасен.
4. Как же начался пожар? Часто шоферы проливали бензин. Он ручейками стекал с холма. На ручеек упала горящая спичка. Огонь побежал по ручейку.
Если бы не пионерки, была бы большая беда! (77 слов.)
Орфография : проверяемые согласные и безударные гласные; сочетания чк; слова из «Словарника» I класса.
Анализ. О какой большой беде здесь сказано? Кто же спас склад от взрыва и село от пожара? Что мы узнали о девочках из последнего предложения? (Они — пионерки.) Почему их можно назвать настоящими пионерками?
Объяснить, что значит восклицание «Вот так девочки!» Какие это были девочки?
План рассказа: 1. Что увидели школьницы? 2. Какую беду нес огонь? 3. Как пионерки отвели беду? 4. Как начался пожар?
Обсудив план, учащиеся устанавливают, что можно это событие описать в ином порядке, рассказав, прежде всего о том, как начался пожар. Учитель предлагает иной план изложения: 1. Как начался пожар? 2. Какую беду нес огонь? 3. Что видели школьницы? 4. Как пионерки отвели беду?
Новое начало для пересказа и изложения: Склад горючего стоял на горке...
Просмотров: 2120 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Белянка.

(По В. Чаплиной.)

Белянка.

1. Школьники часто бывали на ферме. Они помогали кормить ягнят.
Однажды зашел на ферму Витя. Тетя Глаша поила из бутылки маленькую овечку. Бедняжка осталась без матери.
Полюбилась мальчику сиротка. Он вызвался ее кормить. Назвал Белянкой.
С утра Витя спешил к Белянке. Он поил овечку молоком, гулял с ней. И Белянка привязалась к мальчику. (50 слов.)
2. Подросла Белянка. Стали ее в стадо гонять. И однажды овечка пропала. Весь вечер искал Витя свою любимицу.
Была уже ночь, когда он пришел в лес. Было очень страшно, но Витя все звал Белянку.
Вдруг он услышал ее голос. Из кустов показалось белое пятно.
Счастливый Витя привел ягненка домой. (55 слов.)
Орфография: проверяемые согласные и безударные гласные; кличка животного; непроизносимая согласная.
Анализ. Почему Витя назвал овечку Белянкой? Как вы понимаете, выражение привязалась к мальчику? Почему Белянка к мальчику привязалась? Почему Витя даже ночью пошел в лес?
Каждый учащийся излагает одну часть рассказа.
Заглавия и план каждой части.
I. Друзья. 1. Помощники на ферме. 2. Маленькая сиротка. 3. Что решил
Витя? 4. Забота о Белянке.
Слова для справок: полюбилась, привязалась.
II. Тревога. 1. Белянка пропала. 2. Ночью в лесу. 3. Нашлась!
Слова для справок: показалось белое пятно.
Просмотров: 5374 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Лисья школа.

(По А. Востром.)

Лисья школа.

( Текст читает учитель. Можно написать на доске одну из частей рассказа. Это повысит самостоятельность при анализе словарных особенностей текста и при орфографической подготовке.)
1. В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жили в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком. (27 слов.)
2. Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору. (29 слов.)
3. Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами. (28 слов.).
4. Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа. (25 слов.)
5. Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся путать след и убегать от собак. (28 слов.)
6. Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка и птичка. (30 слов.)
Анализ. Почему рассказ назван «Лисья школа»? В какое время года лиса учила лисят? Чему мать-лиса научила своих детёнышей? Как названа лиса в разных частях рассказа? (Мать, учительница.) Как в разных частях рассказа названы лисята? (Малыши, дети, ученики, маленькие охотники, молодые животные, звери, хищники.)
В малокомплектной школе, при небольшом числе учащихся, можно каждому ученику дать листок с частью рассказа. Ученик читает вслух свою часть рассказа и объясняет, почему в этом отрывке больше других подходит именно это название для лисят.
Названия лисят выписываются в столбик на доске.
План пересказа по частям и изложения: I. Лисья семья. 2. Игры на лужайке. 3. Первые уроки. 4. Маленькие охотники.
5. Лисьи хитрости. 6. Стали взрослыми,
Озаглавливание проводится коллективно, при перечитывании по частям.
Для изложения учитель из рассказа берет одну-две части по своему усмотрению, с соответствующим заглавием (из плана).
Просмотров: 10450 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Не так, как в сказке.

(По Н. Павловой.)

Не так, как в сказке.

1. Был Новый год. Горела огнями нарядная елка. Вся наша семья любовалась елочкой.
Тетя Катя читала нам вслух сказку Андерсена. Сказочник рассказал о судьбе одной елочки. Она счастливо жила в лесу. Потом нарядная стояла в комнате. После праздника елку выбросили во двор. Дворник разрубил ее на растопку.
Это очень грустная сказка. Я заплакала и долго не могла утешиться. (56 слов.)
2. Я грустно смотрела на свою елочку. Ведь она тоже погибнет после праздника. Но папа утешил меня. Он обещал нашей елочке более счастливую судьбу.
После праздника папа срезал с елки веточку. В банке с особым раствором ветка дала корешки. Стояла она веселая, как лесная елочка.
Весной мы высадили елочку, в лесу. Птички будут слушать рассказ елочки о заботливых людях. (58 слов.)
Орфография: слова с непроизносимыми согласными.
Анализ. Кто назван заботливыми людьми? Как Лида и ее папа вырастили маленькую елочку? Почему рассказ назван «Не так, как в сказке»? Какая судьба у елочки в сказке Андерсена? (Печальная.) Почему судьба Лидиной елочки может быть названа счастливой?
Каждый учащийся пишет изложение одной части.
I. Сказка Андерсена про елочку. 1. Семья возле елки. 2. Сказка Андерсена. 3. Почему Лида заплакала?
II. Елочка живет. 1. О чем грустила Лида? 2. Как папа утешил дочку? 3. Что папа сделал с веточкой? 4. Елочка в лесу.
Слова с непроизносимыми согласными дети могут выбрать из текста по слуху и объяснить их правописание. Опорные слова учитель дает по своему усмотрению.
Практическая работа по замене местоимения я словами девочка, Лида, папа с дочкой не вызовет затруднений, так как глагольные формы не требуется изменять: глаголы в прошедшем времени. При пересказе под руководством учителя дети вносят в рассказ вместо я указанные выше существительные.
Девочку из рассказа Н, Павловой «Не так, как в сказке» зовут Лидой.
Просмотров: 5844 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее