Изложения в начальных классах » 2 класс Сделать стартовой | Добавить в избранное  

ТЕКСТЫ.
I. ИЗЛОЖЕНИЯ ПО ГОТОВОМУ ПЛАНУ.

Изложения по готовому плану совершенствуют заложенный в I классе навык последовательного изложения содержания и дают возможность продолжать работу над предложением: редактировать при пересказе изложение одной, наиболее трудной, или нескольких частей рассказа; привлекать внимание учащихся к образным выражениям и устойчивым словосочетаниям,
Изложение текста полностью.

ИЗЛОЖЕНИЯ ПО ГОТОВОМУ ПЛАНУ.

Еж и Волк.

(По А. К у м м а и С. Р у н г е.)
Сказочка. (Текст запиаан на доске.)

1. Набрал Еж ягод.
2. Повстречался ему серый Волк. Ежик вежливо поздоровался с ним.
3. Волк бросился на Ежа. Он хотел отнять ягоды.
4. Еж быстро свернулся и уколол Волка в нос. От боли Волк завыл и упал на землю.
5. А Ежик убежал. (39 слов.)
На уроках русского языка и чтения учащиеся повторяют правописание слов: вежливо, поздоровался, повстречал, проговаривают их по слогам. Перед чтением сказочки проводится беседа: дети вспоминают, как работали над изложением в I классе; какие работы были особенно интересны; зачем нужен план при изложении.
Учащиеся сами читают текст.
Анализ. Как защищался Еж от врага? Почему слова Еж и Волк везде написаны с большой буквы? Как вел себя Ежик при встрече с Волком? (Хором читается предложение: «...вежливо поздоровался...».)
Вопросы для работы над предложением: 1. Что набрал Еж? 2. Кого он повстречал? 3. Как Ежик поздоровался с Волком? 4. Как поступил Волк? 5. Как Еж защищался от врага?
По этим же вопросам учащиеся пишут изложение.
Для подготовки к письму текст снова открывается, учащиеся проговаривают по слогам трудные слова и подчеркивают проверяемые орфограммы (ягод, Еж, хотел, уколол, убежал)! Следует выделить в тексте слова, которые связаны союзом и.

ИЗЛОЖЕНИЯ ПО ГОТОВОМУ ПЛАНУ.
Просмотров: 5457 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Перед грозой.

Перед грозой.

(По Л. В о р о н к о в о й.)

Был солнечный денек. Таня и Аленка собрались на луг» Вдруг налетел вихрь. Надвинулась туча. Будет гроза!
А возле сарая лежит душистое сено. Доярки спешат убрать его под крышу. Петя Дроздов на вилах носит сено в сарай. Прибежал помогать и председатель колхоза.
Девочки тоже схватили грабли.
Дружно убрали сено. И тут хлынул ливень. (51 слово.)
Орфография: проверяемые безударные гласные; ь в конце слова; заглавная буква в именах и фамилиях.
Анализ. Назовите имена девочек, которые помогли убрать сено. Почему Таня и Аленка не пошли на луг? Почему доярки, Петя Дроздов и председатель колхоза спешили убрать сено? Какие признаки близкой грозы названы в начале рассказа?
Пландляполногопересказаиизложения:1. Куда собрались Девочки? 2. Как изменилась погода? 3, Как убрали сено? 4. Хлынул ливень.
Рядом со вторым и третьим вопросами плана, на доске можно дать опорные слова для изложения этих пунктов плана: надвинулась, носит, прибежал помогать, председатель.
Просмотров: 7122 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Новый дом.

Новый дом.

(По Доре Габе.)

В нашем селе много красивых домов. Улицы похожи на клумбы с цветами: вот дом синий, вот дом желтый.
А у Мити дом белый с голубыми ставнями.
У нас тоже будет белый дом. Папа и дядя Петр его строят. Папа кладет цемент. Дядя Петр укладывает кирпичи.
Мама и я шьем для нового дома красивые шторы. (53 слова.)
Слова строят, кладет (не «сложит»), укладывает можно ввести в упражнения на предшествующих уроках или дать при изложении на доске.
Анализ. Почему новый дом для семьи этой девочки должен быть хорошим? Почему так красиво их село? Почему улицы похожи на цветочные клумбы? Что делает папа девочки? Что делает дядя Петр? Что готовят для нового дома мама и дочка?
План для пересказа и изложения: 1. Дома в нашем селе. 2. Какой дом у Мити? 3. Как строят дом папа и дядя Петр? 4. Что готовят мама и дочка?
Слова для справок: клумбы, ставнями, цемент.
Просмотров: 2415 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
На лугу.

На лугу.

(По Л. Воронковой.)

Был жаркий полдень. Коровы среди кустов лениво жевали жвачку. Доярки пришли доить коров. Таня и Аленка прибежали с мамой.
Петя Дроздов сливал молоко в бидоны. Много молока дали Красотка и Зорька. Полное ведро дала Ласточка.
Мама, работала, а девочки плескались в речке. Им было весело. Они кричали на весь луг. Подошла мама. Пора вылезать из воды. (53 слова)
Орфография: большая буква в кличках животных; сочетание чк; проверяемые безударные гласные, слова из «Словарика».
Анализ. Почему летом коров доят на лугу? Какие коровы дали очень много молока? Чем занимались девочки, пока Танина мама доила коров?
План: 1. Полдень на лугу. 2. Какие коровы дали много молока? 3. Чем занимались девочки?
Учащиеся могут заменить по своему усмотрению клички коров.
Просмотров: 3781 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Ученые птицы.

(По А. Дуровой.)

Ученые птицы.

Дуров любил обучать ворон. Они смышленые птицы. Был у него в «Уголке» говорящий ворон. Он важно произносил свое имя: «Вор-ро-нок! Вор-ро-нушка!»
В квартире Дуровых жила ручная ворона. Однажды прибегает соседка. Ворона украла у нее ложку.
Пишут в комнате. Нашли за шкафом ложку, наперсток и яркие пуговицы. (46 слов.)
Орфография: слова из «Словарика» (ворона, квартира); сочетания чн, ча, щу, жи. Выделенное предложение написано на доске.
Анализ. Как вы думаете, почему Дуров любил обучать ворон? Почему называли говорящим? Прочитайте, как он произносил свое имя. Почему ворона названа ручной? Почему ворона утащила ложку? (Вороны любят блестящее.) Какие еще блестящие предметы спрятала она за шкаф?
План и опорные слова:
1. Почему Дуров любил обучать ворон? смышленые
2. Что узнали о вороне? _
3 Где жила ручная ворона?
4. Какой случай был с вороной? наперсток
Просмотров: 2395 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Колокольчики.

(По И. Соколову-Микитову.)

Колокольчики.

Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.
По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек.
А выше всех, всех веселее — лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня.
Все лето цветут эти милые цветы наших лугов. (51 слово.)
Орфография: непроизносимые согласные; проверяемые безударные гласные.
Анализ. Почему писатель удивился, когда вышел на луг? Какие слова он употребил, чтобы назвать окраску разных цветов? (белеют ..., синеют ..., желтеют ...). Какие цветы писатель назвал милыми и почему?
План: 1. Что увидел писатель на лугу? 2.Почему луг был похож на хоровод? 3. Как писатель описывает колокольчики? 4. Как колокольчики приветствуют гостя?
Слова для справок: лиловые, колышутся.
Просмотров: 2931 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Подъемный кран.

(По М. Ильину и Е. Сегал.)

Подъемный кран.

Большая стройка идет в городе. Строить дома помогает подъемный кран.
Кран очень высок. В будочке сидит работница. Нажала она кнопку. И кран-великан стал поднимать ящики. В ящиках аккуратно уложены кирпичи.
Дошел ящик до верхнего этажа. А там рабочий ждет. Он выгрузил кирпичи.
Тяжело было бы носить кирпичи по лестнице. А машина помогает строить дом легко и быстро. (59 слов.)
Орфография: разделительный ъ; проверяемые безударные гласные.
Анализ. Почему эта машина называется подъемным краном? Кто управляет краном? Как кирпичи попадают к каменщику на верхний этаж?
План: 1. Зачем нужен подъемный кран? 2. Кто и как управляет краном? 3. Как кирпичи попадают к строителям? 4. Какая польза от крана?
Слова для справок: тяжело было бы.
Просмотров: 2237 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Русская смекалка.

(По В. Далю.)
(Выделенное предложение написано на доске.)

Русская смекалка.

Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать?
Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.
Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.
Подровнял мужичок землю — и дорога готова.
Вот как просто русский человек трудное дело сделал, (65 слов.)
Орфография: разделительные ъ и ь; проверяемые безударные гласные, и согласные в корне.
Анализ. Из чего видно, что дело было трудное? Как справился крестьянин с этим делом? Почему рассказ назван «Русская смекалка»? Как назван этот человек в разных местах рассказа? (Запомните слова мужичок, крестьянин, русский человек или выпишите их на доске.)
План изложения: 1. Огромный камень мешает. 2. Камень тяжел. 3. Крестьянин убрал камень. 4. Как просто!
Слова для справок: камень, могучих.
Выделенное предложение можно списать с доски.
Просмотров: 2180 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Живой мячик.

(По Н. Дуровой.)
(Текст записан на доске.)

Живой мячик.

Наташа Дурова гуляла во дворе цирка. На ней была белая шубка и пушистая шапка.
В углу стояла клетка. Там жили белые медведи. Девочка бросала им свежий снежок.
Вдруг медведь втянул малютку в клетку. Звери стали катать Наташу по полу, как мячик.
Люди закричали. Прибежал Дуров. Он велел бросить в клетку много рыбы.
Папа вошел в клетку и загородил собой дочку от зверей. Так он стоял, пока Наташа вышла из клетки.
Люди говорили, что Наташу спасло чудо. (72 слова.)
Анализ. А как вы думаете? Почему вы считаете, что Наташу спас ее папа?
Как Дуров спас дочку? Каким человеком был Дуров?
Текст перечитывается детьми. Они объясняют уместность различных названий для Наташи и Дурова.
План: 1. Где играла Наташа? 2. Что на ней было надето? (Отмечается важность этого для развития действия в рассказе.) 3. Что сделал белый медведь? 4. Как ДУРОВ спас дочку?
Просмотров: 2393 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Радость в луковице.

(По Н. Павловой.)

Радость в луковице.

Осенью папа привез мне большую луковицу. Он сказал, что в луковице спрятана радость.
Горшочек с луковицей мама отнесла в подвал. Через месяц показался росток. Я поставила горшок ,в ванной. Накрыла росточек бумажным колпачком. Ему нужна была прохлада.
Вот выглянул бутончик. Я перенесла цветок на окно. Перед Новым годом раскрылись синие душистые цветы. Это был гиацинт.
Гиацинт украсил нам праздничный стол. Вот какая радость была в серой луковице. (65 слов.)
Орфография: разделительный ь; непроизносимые согласные; сочетания чк, чн.
Анализ. О каком праздничном столе говорит девочка? Почему синие душистые цветы доставили в этот вечер всем большую радость? Из чего же вырос цветок? Как вырастили красивый гиацинт? (Слово гиацинт записать на доске.)
План: 1. Что сказал папа о луковке? 2. Как поступили с луковицей? 3. Как девочка ухаживала за ростком? 4. Какую радость принесла серая луковица?
Перед пересказом обсуждается, какое имя дать девочке и как еще ее можно называть. При пересказе учитель показывает, как ввести эти слова в пересказ. Замена лица рассказчика в данном тексте не вызывает затруднений, так как глаголы стоят в форме прошедшего времени.
Просмотров: 3234 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее