Изложения в начальных классах » 3 класс Сделать стартовой | Добавить в избранное  

Кот в сапогах.

(По Е. Пермяку.)

Кот в сапогах.

Корабль шел в открытом море. Вдруг моряки увидели в волнах корыто. А в корыте был рыжий кот. Удивились моряки: как он здесь очутился? Спасли кота, накормили его, назвали Тёмкой.
Все полюбили Тёмку. Он был ласковый, общительный. От него пахло домом, берегом. Всякая кошка напоминает семью, детство.
Но вскоре заметили, что Тёмка боится ступить на палубу. Похудел он, есть стал плохо. Электрики объяснили, что на нежные подушечки кошачьих лап действуют электрические токи. Ведь железный пол палубы пронизан электрическим током.
Очень хотелось всем, начиная с командира, сберечь Тёмку.
Не для того же спасли, чтоб погубить! И вот матрос Ожигов попросил у командира разрешение сшить коту сапоги. Сапожник снял с кота мерку, придумал фасон, выбрал мягкую красную кожу. Матросы и офицеры приходили смотреть на его работу. Все давали советы.
Наконец кота обули. Сапоги были на шнурках, с завязочками. Сначала Тёмка не хотел становиться на ноги, пытался сбросить сапоги. Да куда там... Вечером кота разували, утром обували. Привык он к сапогам. Смело бегал по палубе. Скоро у Тёмки появился аппетит, он прибавил в весе.
Забыли однажды обуть кота. Он терпеливо сидел в кубрике. Но вот по радио объявили команду на обед. И тут раздался дикий рев. Это Тёмка требовал, чтобы его обули. Не хотел идти на палубу босым.
Анализ. Почему Тёмка не хотел идти по палубе босым? Почему сначала кот не хотел надевать сапоги? Как понять выражение Да куда там? Почему все моряки заботились о коте? Как Тёмка попал на корабль?
Подготовка к сжатому изложению.
Чтение текста по абзацам и обсуждение: что в этой части можно опустить; можно ли содержание всей части передать одним-двумя предложениями; какими именно.
План для пересказа и изложения (в 80—85 слов):
1. Кого спасли советские моряки?
2. Все полюбили Тёмку.
3. Как действовал на кота электрический ток?
4. Кота обули (содержание четвертого и пятого абзацев).

Просмотров: 8685 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Славка.

(По Е. Пермяку.)

Славка.

Отец Славика был агроном. В 6 лет Славик тоже захотел выращивать пшеницу.
Малыш засеял зерном один квадратный метр земли под окном. Он пропалывал всходы, поливал их из лейки. Молотили Славик и папа пшеницу на столе. Карандашами выбивали из
колосьев зерна.
На следующую весну Слава посеял только самые крупные зерна. Урожай был отличный.
Каждый год Слава и его школьные товарищи засевали поле на пришкольном участке. Семена отбирали руками самые крупные и чистые.
На пятый год Слава и его товарищи посеяли свои семена уже на колхозном поле. Богатый урожай молотили на колхозном току.
Скоро Славиным зерном засевали свои поля и другие колхозы. За новыми семенами приезжали издалека, потому что они давали отличный урожай.
Новый сорт пшеницы назвали «Славка». Он так назван по имени мальчика, который собрал отличные семена у себя под окном.
Анализ. Почему новому сорту пшеницы присвоено имя мальчика? Почему пшеница на Славиных участках с каждым годом улучшалась? Сколько лет было Славику, когда он засеял свое первое поле? В чем проявилось трудолюбие и упорство мальчика? Какие помощники нашлись у Славика?
Подготовка к сжатому изложению.
1. Подробный пересказ рассказа.
2. Что мы узнали о характере Славика из этого рассказа? (В изложении надо передать только те факты, которые подтверждают упорство и трудолюбие мальчика.)
3. В этом поможет нам план. На каждый его вопрос будем отвечать од-ним-двумя предложениями.
Вопросы плана для изложения: 1. Как назван новый сорт пшеницы? Почему? 2. Когда Славик засеял свое первое поле? 3. Какими семенами он засевал новые участки? 4. Как мальчик ухаживал за посевами? 5. Где были посеяны семена Славы на пятый год? 6. Чем прославилась пшеница сорта «Славка».
Орфография: много слов из «Словарика»; окончания имен "прилагательных.
Слова для справок: выращивать, отбирали, семена, издалека.

Просмотров: 6712 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
II. ИЗЛОЖЕНИЯ ПО КОЛЛЕКТИВНО СОСТАВЛЕННОМУ ПЛАНУ.

Составление плана путем словесного иллюстрирования.

Лиса и Козел.

(Басня.)

Лиса и Козел.

1. Бежала лиса по своим делам да и упала в колодец. Сидит лиса, горюет. Что делать?
2. Заглянул в колодец козел. Ему давно пить хотелось.
3. Лиса и зовет козла к себе. Прохладно в колодце. Водичка вкусна! Козел и прыгнул.
4. А лиса к козлу на спину. Со спины на рога. Да и вон из
колодца!
5. Хозяин долго козла искал. Только вечером козла веревкой вытащили. (59 слов.)
Орфография: восклицательные предложения; проверяемые безударные гласные.
Анализ. Вы запомнили, как назван рассказ про Лису и Козла? (Басня.) Чему эта басня учит? Какой показана лиса в этой басне?
Составление плана. Сколько картин можно нарисовать к басне? Учащиеся рассказывают содержание каждой картинки и озаглавливают их.
Примерный план: 1. Лиса в колодце. 2. Козлу пить хочется. 3. Вкусна водичка! 4. Только плутовку и видели! 5. Нашли козла.
Слова для справок: колодец, прохладно, веревкой.

Просмотров: 4097 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее