Изложения в начальных классах » 3 класс Сделать стартовой | Добавить в избранное  

Верхом на «языке».

(По И. Арамилеву.)

Верхом на «языке».

Уральский охотник Егор Дымов стал на фронте снайпером. За два года он убил 246 фашистов. За меткую стрельбу Егор получил семь орденов и две медали. Однажды Дымов пошел в разведку. И вот какая история с ним приключилась.
Подкрался Егор к огневой точке врага и бросил гранату.
Трое врагов были убиты, один ранен в руку. Раненый успел выстрелить Дымову в ногу. Снайпер уже не мог двигаться сам.
Что делать?
Вспомнился Егору случай на охоте. Брат сломал ногу в тайге.
Егор на плечах принес его в деревню.
«Не проехаться ли мне на этом дюжем дяде? Другого выхода
нет», — подумал Дымов.
Егор пригрозил пленному автоматом и приказал нести себя.
Было смеху на передовой, когда ночью Егор приехал верхом на фашисте.
Орфография: проверяемые безударные гласные; не с глаголами; сочетания чк, ча.
Анализ. Кого на войне зовут «языком»? Как Егор Дымов доставил пленного на передовую линию наших войск? Кем был Егор в мирное время? Как опыт охотника помогал Дымову на фронте? (Объяснить слово снайпер.) Какая картина в этом рассказе самая занятная?
Задание. Надо изложить не весь рассказ, а только «какая история однажды приключилась».
План для выборочного изложения: 1. Что случилось в ночной разведке? 2. Как Дымов был ранен? 3. О чем он вспомнил? 4. Что Дымов придумал? 5. Как встретили Егора на передовой?
Содержание предложения с прямой речью при пересказе передается простым предложением: Егор придумал добраться к своим верхом на пленном. (См. четвертый вопрос плана.)
Слова для справок: снайпер, пригрозил автоматом.

Просмотров: 3416 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Ответственное поручение.

(По И. Василенко.)

Ответственное поручение.

В городе хозяйничали белогвардейцы. Но большевики продолжали работать подпольно. Надо было отнести на завод листовки. Но рабочих обыскивали у проходной.
Ленька был рассыльным у хозяина завода. Вот ему-то и поручили подпольщики доставить на завод листовки.
Утром Ленька взял в типографии чистые бланки для завода. Среди бланков он спрятал листовки.
С толстым свертком в руках шел Ленька к заводу. Его остановил стражник и хотел отнять пакет. Но Ленька сам развязал пакет. Там были бланки с названием завода.
Тут подъехал начальник заводской стражи. Он знал Леньку. Начальник посмотрел бланки и отругал стражника.
Ленька плакал. Он боялся идти к хозяину с порванным пакетом. Тогда офицер подвез Леньку до завода. Сторож распахнул ворота перед экипажем офицера. Во дворе Ленька выскочил из экипажа и убежал.
Через час хозяин завода жаловался офицеру, что в цехах опять появились листовки.
Орфография: проверяемые безударные гласные.
Анализ. Как попали на завод листовки? Почему листовки не попались на глаза стражнику и офицеру? (Объяснить значение слова бланки.) Почему это поручение подпольщиков названо ответственным? Какие качества тринадцатилетнего Леньки проявились при выполнении этого поручения?
Задание. Рассказать в изложении лишь о том, как выполнил Ленька поручение подпольщиков. Изложение учащиеся пишут после пересказа. Начало изложения редактируется под руководством учителя, например: Рассыльный Ленька нес на завод пакет с бланками. Стражник хотел отнять у мальчика пакет...
План: 1. Ленька и стражник. 2. Ленька и начальник стражи. 3. В экипаже офицера. 4. Опять в цехах листовки.
Слова для справок: пакет, порванный, выскочил.

Просмотров: 1686 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Подземная школа.

(По Д. Ткачу.)

Подземная школа.

Шли бои за Севастополь. Через линию фронта пробрался к своим Валерик Волков. Отца Валерика застрелили фашисты. Что делать с мальчиком, когда кругом стреляют? Комиссар отвез Валерика в Севастополь.
Над городом ревут самолеты, на улицах рвутся снаряды, школьные здания разбиты. Школу перевели в штольню.
Здесь дети живут и учатся. Учительница Клавдия Васильевна днем и ночью с ними. Накормит вечером ребят, уложит спать. А сама садится проверять тетрадки.
Валерик учился отлично. Он помогал товарищам, заботился о малышах.
Однажды зашел он в соседнюю штольню. Там помещался госпиталь. Валерик стал после уроков помогать санитарам. То раненых напоит, то за бинтами сбегает.
Так привыкал мальчик к тяжелой жизни в городе-герое.
Орфография: глаголы с –ся; предложения с однородными членами.
Анализ. Когда в Севастополе появились подземные школы? Как выглядел город в дни осады его фашистами? Где помещалась школа? Как Валерик Волков попал в подземную школу?
Задание. В изложении рассказать о жизни Валерика в школе.
План: 1.Почему школу перевели в штольню? 2.Как жила подземная школа? 3. Как жил Валерик? 4. Как Валерик помогал в госпитале?
Слова для справок: Севастополь, снаряды, санитары.

Просмотров: 2784 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Юный ординарец.

(По А.Жарикову.)
(Выделенный отрывок записан на доске.)

Юный ординарец.

Убили фашисты у Алеши Проничева мать. Скоро его деревню от врагов освободили. В Алешиной избе разместился штаб. Майор Макаров оставил Алешу у себя ординарцем.
Много дел у ординарца. То пакет нужно отнести в штаб, то автомат почистить, то за обедом бежать. Всюду провожал Алеша своего командира.
Однажды шли они на командный пункт. Вдруг Алеша увидел в кустах гитлеровцев. Один солдат целился из автомата прямо в майора. Мгновенно вскинул Алеша свой автомат и дал длинную очередь.
Подоспели наши солдаты. Осмотрели кусты. Там лежали убитые Алешей фашисты.
IЧерез несколько дней генерал вручил Алеше орден Красной звезды и сказал: «Поздравляю с наградой. Ты, рядовой Проничев, спас своего командира в бою».
До самого Дня Победы воевал Алеша. Войну закончил в Берлине. На груди юного ординарца блестели ордена и медали.
Орфография: прямая речь после двоеточия.
Анализ. За что получил Алеша первый орден? Как он спас жизнь майору? Что сказал генерал при вручении награды? (Читается отрывок со словами генерала, и читатель поясняет, что в армии рядовыми зовут солдат.)
Задание. Написать выборочное изложение на тему «Первый орден Алеши» (получается 70—75 слов).
План: 1. Кем был в армии Алеша Проничев? 2. Путь на командный пункт. 3. Как Алеша спас жизнь майору? 4. Первый орден.
При пересказе необходимо отредактировать начало изложения, чтобы выборочное изложение было ясным и законченным.
Слова для справок: командный пункт, мгновенно, автомат.

Просмотров: 2350 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Быль.

(По Б. Раевскому.)
(Озаглавят быль сами учащиеся, каждый по-своему.)

В эту ночь милиционеры Ленинграда не спали. Они собирали адреса всех Медведевых. Надо было найти ребенка.
Мальчика или девочку? Этого не знали, но заходили в квартиру всех Медведевых. Что же. случилось?
Поздним вечером в милицию прибежала работница аптеки. Девушка плакала и умоляла найти ребенка Медведевых. Она случайно положила в микстуру яд. Когда она поняла свою ошибку, было поздно: лекарство уже унесли.
Сейчас ночь. Ребенок спит и лекарство не пил. Но утром малышу дадут микстуру, а в ней яд. Ребенку грозит смерть. Надо скорее найти его. Но как это сделать ночью? В Ленинграде 7000 людей носят эту фамилию. В поликлиниках ночью дежурных нет. А врачи не помнят всех больных.
Но милиция не даст ребенку погибнуть. Звонят телефоны. Спешат в поликлиники врачи и медсестры. Выписывают адреса больных Медведевых. Носятся по городу машины. Милиционеры будят всех Медведевых. Ребенок есть? Здоров или болен? Дальше, дальше по новому адресу.
Сотрудник милиции Илья Местер входит в квартиру, где гостит Любочка Медведева. Она приехала к дедушке из Тулы. Илья видит на столе бытулочку с лекарством.
— Извините! — волнуется милиционер— Вы уже давали?
— Нет, еще нет. А что?
Ребенок спасен. Можно давать отбой тревоги.
Орфография: глаголы 3-го лица с безударными окончаниями; собственные имена. Перед чтением рассказа учитель объясняет слово быль.
Анализ. Какая опасность грозила ребенку? Что знали о больном, которого искали? Почему трудно было отыскать ребенка в Ленинграде? Что сделала милиция, чтобы найти ребенка? (Перечитать и пересказать четвертый абзац рассказа.) Как понять слова давать отбей тревоги?
Задание. Надо рассказать только о том, как искали и нашли больного ребенка.
План пересказа и изложения:
1. Какую микстуру по ошибке выдали ребенку Медведевых?
2. Как милиция искала больного ребенка?
3. Как Илья Местер спас Любочку?
Слова для справок: 7000 людей, поликлиника, милиционер. Отрывок с прямой речью можно списать с доски. Размер выборочного изложения 70—75 слов.

Просмотров: 1563 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Тексты для сжатой передачи содержания.

Димка.

(По И. Арамилеву.)

Димка.

После удачной охоты я отдыхал у костра. Я разулся, повесил ружье на дерево. Димка сладко спал. Сон его был чуток. Чутья' шевельнусь, как пес открывал глаза.
По шерсти и по складу Димка походил на волка. Но был меньше волков. Димка отличался смирным нравом. Ко мне пес был очень привязан,
Вдруг на поляне возник волк. Он бежал ко мне. Пасть была широко раскрыта, челюсть отвисла. Я понял, что выстрелить не
успею.
Тут Димка вскочил и вцепился ему в горло. Началась борьба.Наконец я изловчился и спустил курок. Волк был убит вторым
выстрелом.
Дома я смазал раны Димки формалином. Но поехать с ним к врачу за сотню верст не мог. В тайге было осеннее бездорожье, $ посадил собаку на цепь и молча смотрел, как гибнет четвероногий друг.
Через две недели Димка умер.
Я часто вспоминаю своего верного друга.
Анализ. От чего умер Димка? Из чего видно, что волк был бешеным? (Перечитать описание волка.) За кого же Димка отдал жизнь? Почему пес был так привязан к хозяину? Почему хозяин не мог вылечить Димку? Как иначе можно озаглавить рассказ?
План изложения: 1. Отдых у костра. 2. Бешеный волк. 3. Защитник. 4. Волк убит. 5. Смерть Димки. 6. Чему учит нас рассказ Арамилева? (Изложение в 60—65 слов.)

Просмотров: 8829 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Неделя детской книги.

(По Г. Юр мину.)
(Выделенный отрывок записан на доске.)

Неделя детской книги.

В дни весенних каникул все ребята нашей страны справляют именины. Виновники этого торжества — книги.
Этот праздник длится неделю. В библиотеках, книжных магазинах, в Домах пионеров происходят важные события. Там бывают книжные выставки и базары. Ребята приходят на читательские конференции. В спектаклях читатели встречаются с героями любимых книг. Ребята участвуют в литературных викторинах, в конкурсах на лучший рисунок и рассказ.
Часта' на книжкины именины приезжают в гости писатели, ',Они рассказывают читателям о своей работе, о книгах, которые
пишут.
На открытии одного такого праздника в Москве выступил Лев Кассиль. Он начал так: «Дорогие ребята, поздравляю вас с днем книжных именин!» С тех пор Неделю детской книги и стали "называть книжными именинами.
Орфография: прямая речь после двоеточия; непроизносимые согласные; слова из «Словарика» (библиотека, магазин, пионеры и др.); однородные члены с союзом и.
Анализ. Как Георгий Альфредович Юрмин назвал эту статью? Как можно по-другому озаглавить ее? Почему? (Читается абзац, выписанный на Доске.) Почему эта неделя названа праздником? Для кого этот праздник? (Подчеркнуть, что это праздник всех советских ребят.) Какие радостные события происходят на этом празднике?
Цель изложения: изложить самое главное, чтобы показать, что книжкины именины — праздник всех советских детей.
План и опорные слова:
1. Какое торжество бывает в дни весенних каникул? /именины
2. Где- отмечается этот праздник?
3. Как ребята его отмечают? /конференции, спектакли, конкурсы, викторины
4. Какие гости приезжают к читателям?
5. Почему этот праздник зовут книжкиными именинами?
Чтобы ответить на пятый вопрос, учащиеся снова перечитывают отрывок на доске, обращая внимание на его орфографические особенности. Если правила о прямой речи еще не изучены, то предложения со словами Кассиля можно списать с доски. (Изложение будет состоять из 70—75 слов.)

Просмотров: 1960 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Сто часов на льдине.

(По Е. Денисову.)

Сто часов на льдине.

Сурова природа Севера. Но местные жители чукчи любят свой край. В любую погоду ведут они лов тюленей.
Охотник Ирилюпа вышел промышлять зверя. Льдина начиналась у берега и тянулась далеко в море. Ирилюпа караулил тюленей у края льдины. Рядом стояла собачья упряжка.
Вдруг поднялась буря. Льдину унесло далеко в океан. В поселке была объявлена тревога. Но вертолет не мог лететь на поиски, так как пурга бушевала.
Сам ветер помог охотнику и неожиданно переменил направление. Через сто часов льдина вернулась к берегу.
Богатую добычу привез Ирилюпа. Двадцать четыре тюленя везла собачья упряжка.
Анализ. Сколько суток провел Ирилюпа на льдине? Какая была погода? Что угрожало охотнику? Почему ему не грозил голод? Почему он не растерялся во время бури? Что узнали мы о жизни чукчей из первой части рассказа? Как первую часть озаглавить? Какое выражение употреблено вместе слов охотиться и вести лов во второй части? (Промышлять.) Как озаглавить конец рассказа?
План открыт, и учащиеся находят в нем заголовки разбираемых частей.
Вопросы для изложения: 1. Чем занимаются жители Севера? 2. Где Ирилюпа промышлял тюленей? 3. Что сделала буря? 4. Как льдина вернулась к берегу? 5. Какую добычу привез охотник?
Слова для справок: Ирилюпа, караулил, переменил направление.

Просмотров: 3142 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Будешь героем!

(По Ф.Жухову.)

Будешь героем!

Летом 1928 года Алексей Максимович Горький приехал в Харьков. Великому писателю жители города устроили торжественную встречу. От пионеров Украины писателя приветствовал пионер Толя Нефедов. Он говорил от всего сердца.
Слова мальчика растрогали Горького. Он обнял и поцеловал мальчика. Потом Горький спросил Толю:
-Кем ты думаешь быть?
- Летчиком.
-Верю Будешь летчиком. Героем станешь.
Прошло много лет. Недавно я встретился с Анатолием Ивановичем Нефедовым в его родном городе. Я узнал, как сложилась
его жизнь. После школы он работал слесарем на заводе.
По вечерам он посещал аэроклуб. Там он научился водить самолет.
Пришла война. Нефедов стал летчиком и храбро бил врагов. За подвиги он получил звание Героя Советского Союза.
Анализ. Кому принадлежат слова, взятые для заглавия? (Перечитывается„ диалог выписанный на доске.) Почему А. М. Горький сразу поверил, что Толя исполнит свое решение стать летчиком? (Объяснить, что значит, выражение говорил он от всего сердца.) Как Толя оправдал доверие писателя? Как Анатолий Нефедов добивался того, чтобы стать летчиком? (Объяснить слово аэроклуб.)
Перед учащимися ставится цель работы: рассказ длинен и труден для подробного пересказа, нужно изложить лишь, самое главное (как Толя дал слово и выполнил его).
и изложения:
Вопросы для сжатого пересказа и изложения:
I. Куда приехал писатель Горький в 1928 году? /В Харьков
2 Кто приветствовал писателя от пионеров? /Толя Нефедов
3. О чем узнал писатель из беседы с Толей? /…узнал что
4. Во что сразу поверил великий писатель? /поверил, что
5. Как Толя обучался летному делу? /аэроклуб, слесарь
6. Кем стал А. И. Нефедов? /Героям Советского Союза
(Сжатое изложение в 50—60 слов.)
При подготовке к изложению использовать для замены разные слова к слову писатель и к имени Толи, уместные в данном контексте.

Просмотров: 1689 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Путешественник.

(По Г. Скребицкому.)

Путешественник.

Прошлым летом в пионерском лагере жил больной аистенок. Ребята вылечили его и очень подружились с Асиком. Часто вспоминали его зимой. Вот опять лагерь! Сколько интересных дел ждет ребят! Следопыты мечтают о походах. Помогут ребята и садоводам и земледельцам. Юннаты будут наблюдать жизнь природы. Очень хотелось им встретить прошлогоднего приятеля Асика.
Возле лагеря два аиста устроили гнездо на высоком дереве. «Наверное, один из них наш Асик», — решили ребята. Аист сидел на суку, поглядывал на детей, но слететь побаивался.
Однажды Юра заиграл на своей губной гармошке. Аист слетел и стал разгуливать вокруг детей. «Глядите, да у него на ноге кольцо!» — воскликнула пионервожатая.
Ребята решили прочитать надпись на кольце. Рыболовы принесли карасей. Мальчики заманили аиста на рыбку и покрыли сетью. Бережно высвободили птицеловы аиста из сетей и увидели на кольце надпись на чужом языке. С помощью Андрея Ивановича надпись разобрали.
Кольцо было надето в Африке, где зимовал аист. Юннаты списали надпись с кольца и сообщили о ней в Москву. Там есть Бюро кольцевания. Так ученые узнают о путях полета и о местах зимовки птиц. Асика выпустили. Пусть летает, где хочет, и носит свое путевое кольцо.
Анализ. Прилетит ли Асик- в следующие годы в то же место? Почему можно надеяться, что прилетит? Как относились к нему пионеры? Кому помогают пионеры в лагере? Где аист зимовал? Зачем ученые кольцуют перелетных птиц?
Подготовка к сжатому изложению: как вы считаете, что самое главное в рассказе «Путешественник»? (Вспомогательный вопрос: «Как рассказ назван?») Следовательно, в нашем изложении будет самым главным рассказ об Асике. Рассказ о жизни ребят можно сократить.
План для пересказа и изложения:
1. Как позаботились ребята о больном Асике?
2. Что увидели пионеры в следующем году? гнездо
3. Что увидели на ноге у аиста?
4. Как заманили аиста в сеть? на рыбку
5. Что это было за кольцо? Африка
6. Как поступили пионеры? Бюро кольцевания
(Сжатое изложение в 60—70 слов.)

Просмотров: 3985 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее