Изложения в начальных классах » 3 класс Сделать стартовой | Добавить в избранное  

Птица-секретарь.

(По Н. Коростелеву.)

Птица-секретарь.

Вам знакома эта птица по радиопередаче о событиях невероятных '. Почему птицу зовут «секретарь»?
Ее оперенье напоминает одежду секретаря в старое время. Секретарем звали писца, переписчика. В старину писец носил
за ухом гусиные перья. У птицы косицы, словно перья за ушами. У нее серая куртка и короткие штанишки.
Секретарь — отличный охотник на змей. Змея шипит, раздувает шею. Но птица закрывает ноги широким крылом. Другим крылом секретарь бьет змею по голове. Змея оглушена. Птица рвет ее на части и съедает по кускам. (79 слов.)
Орфография: разделительные ъ и &; проверяемые безударные гласные.
Анализ. Как зовут птицу, которая часто выступает в радиопередаче о событиях невероятных? Что значит слово секретарь'? Чем эта птица напоминает писца старых времен? На кого охотятся птицы-секретари? Как секретарь защищается от змеи? Чем птица оглушает змею?
Заголовки плана: Какова наружность птицы? Как птица-секретарь побеждает змею? Чем она похожа на старинного писца?
Слова для справок (рядом с вопросами плана): напоминает, писец, оглушена.

Просмотров: 2751 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Медвежонок.

(По Г. Скребицкому.)
(Текст записан на доске.)

Медвежонок.

Выследили охотники медведицу с медвежонком. Медведицу убили, а медвежонка принесли в село.
Хозяин налил в блюдечко молока. Ходит малыш кругом, скулит, а не пьет.
Охотник намочил молоком палец и дал лизнуть медвежонку. Малыш стал сосать палец и заодно тянул молочко.
Ночью всех разбудил плач. Это Мишка озяб и заплакал. Положил его охотник с собой, укрыл полушубком. Малыш забрал палец охотника в рот и засосал, как соску. Так и заснул. (68 слов.)
Орфография: слова из «Словарика» (молоко, медведь); звонкие и глухие согласные, проверяемые безударные гласные, разделительный ь и др.
Анализ. Из чего видно, что медвежонок был очень мал? Как в разных местах рассказа писатель назвал медвежонка? (Выписать на доске эти названия.) Как охотник приучал медвежонка пить молочко?
Составление плана. Прочитать рассказ. Придумать, какая часть самая занятная, как ее озаглавить. Что еще интересного случилось ночью? Сколько еще частей можно выделить в рассказе? Как их озаглавить?
Примерный план: I. Что сделали охотники? 2. Пить не умеет. 3. Накормили. 4. Ночью.
Слова для справок: охотники, заодно; засосал, как соску.

Просмотров: 11779 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Охотник и медведь.

(По Б. Житкову.)

Охотник и медведь.

Текст этого рассказа следует на предыдущих уроках русского языка использовать для списывания с доски или для зрительного диктанта (1-я часть) и для орфографического разбора (2-я часть). На уроке изложения дети читают текст в тетрадях, и это облегчает составление плана.
Г: Стрелял охотник в медведя, да только ранил зверя. Кинулся медведь на человека.
Бросил охотник ружье и полез по сосне. А медведи умеют лазить по деревьям. Вот медведь и закарабкался за охотником.
2. Видит охотник: сейчас медведь его за ногу схватит.
Сбросил он с себя тулуп.
Медведь подумал, что это охотник упал. Кинулся зверь за тулупом, да и сорвался с вершины. Разбился медведь.
Слез охотник с дерева и стал плясать от радости. — Ничего, что тулуп в крови, зато медвежью шкуру даром получил! (80 слов.)
Орфография: предлоги и приставки.
Анализ. Почему медведь сорвался с дерева? А зачем он полез по сосне? Чего испугался охотник? А чему он обрадовался? Прочитать слова охотника.
Задание. Открыть этот рассказ в тетрадях, прочитать его и подумать,
какой цлан к нему можно составить.
Обсуждаются предложения учащихся и составляется план.
Примерные заголовки: 1. Неудачный выстрел. 2. Двое на сосне. 3. Как обмануть медведя? 4. Гибель медведя. 5. Шкуру даром получил.
Перед письмом изложения учащиеся отыскивают в тексте словосочетания с предлогом, однозвучным приставке: полез по сосне, слез с дереза, закарабкался за охотником, сбросил с себя, объясняют правописание. Текст закрывается.

Просмотров: 6639 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
На площадке для молодняка.

(По В. Чаплиной.)

На площадке для молодняка.

1. Вера Васильевна Чаплина работала в Московском зоопарке. Ей поручили воспитывать малышей.
2. Огородили большую площадку. Вокруг площадки поставили клетки. В каждой клетке домик для малышей.
3. В домике зверьки ели. А после кормежки отдыхали. Потом малышей выпускали из клетки на площадку.
4. Для каждого — свои забавы. Медвежата лазают по лестнице. Лисенок играет в мяч. Маленькие бобры купаются под фонтаном. Зайчики прыгают на площадке.
5. Осенью молодняк переводили с площадки в закрытый загон. Скучали звери без Веры Васильевны. (72 слова.)
Орфография: окончания 1-го и 2-го склонения существительных.
Анализ. Зачем разных животных держали на площадке вместе? Как заботилась о разных животных Вера Васильевна? Назовите забавы различных зверьков.
Подготовка к свободному диктанту. Какие существительные 1-го склонения здесь повторяются? (Выделить словосочетания со словами площадка и клетка, определить падеж в каждом.) Какие еще существительные в предложном и родительном падеже вы заметили? (В зоопарке, в домике, Веры Васильевны.)
Задание 1. В свободном диктанте старайтесь употребить существительные 1-го и 2-го склонения в нужных падежах.
После свободного диктанта — задание 2-е: составить план к этому рассказу.
Планы, составленные учащимися, обсуждаются, коллективно редактиру. ется общий план, примерно: 1. Что делала В. Чаплина? 2. Как устроена 'площадка? 3. Что делали зверьки в домиках? 4. Какие забавы на площадке? 5. Что было осенью?
По общему плану проводится полный пересказ. Изложение того же текста не обязательно, так как основная цель занятия — самостоятельное составление плана учащимися при делении рассказа на части и озаглавливание их.

Просмотров: 2732 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Друг или враг?

(По М. Садовскому.)

Друг или враг?

1. От мороза всем достается. Мороз и под шубой холодит и пальцы леденит. Зазеваешься —нос отморозишь. Зимой автомашину трудно завести. Корабли вмерзли в лед — ждут весны. Значит, мороз враг? Конечно.
2. А если не будет мороза? Не будет зимы. Не кататься с горки на санках и на лыжах не бегать! Не поешь мороженого! Холод помогает строить города, летать в космос, лечить от болезней.
Значит, мороз друг? Конечно.
Вот и не скажешь сразу: друг или враг холод. (75 слов.)
Орфография: глаголы 2-го лица единственного числа и неопределенной формы; не с глаголом; глухие и звонкие согласные на конце слова; проверяемые гласные в корне слова; вопросительные и восклицательные предложения.
Анализ. Почему холод можно назвать другом человека? В каких делах холод нам помощник? Почему без мороза нам было бы скучно? А почему мороз можно назвать врагом?
Первая часть статьи используется на уроке русского языка для грамматического разбора (глаголы), и текст остается в тетрадях учеников.
На уроке изложения учащиеся, прослушав статью полностью, озаглавливают отрывок, имеющийся в тетради. Учитель читает статью вторично, и дети доводят план до конца.
Примерный план: 1. Мороз — наш враг. 2. А если не будет мороза? 3. Что помогает делать холод?
Пересказ обязателен, с соблюдением вопросительных и восклицательных интонаций, соответственно содержанию.
Слова для справок: мороженое, космос, сразу.

Просмотров: 3329 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Гостиница для зерен.
(По П. Елизаветину.)
Зерно хранят в элеваторах. Подъезжаешь ты к станции и видишь высокое здание без окон. Высота здания этажей на двадцать, стены без углов. Это
гостиница для зерен.

гостиница для зерен.

Приедет этот гость в автомашине. Его взвесят и поднимут на лифте в закрома. Здесь его почистят через огромные сита.
Сырое зерно обсушат. Горячий воздух в сушилке обдует каждое зернышко и удалит лишнюю влагу.
Чистое и сухое зерно сыплют в башни. В элеваторе зерно может храниться годами.
Орфография: глаголы I и II спряжения в 3-м лице; окончания прилагательных.
Анализ. Для чего нужен элеватор? (Слово элеватор учитель пишет на доске.) Почему элеватор назвали в статье гостиницей для зерен? Как ухаживают за дорогим гостем — хлебом — в этой гостинице? (На доске выписать глаголы, называемые учащимися: взвесят, почистят, обсушат, сыплют.) Все ли глаголы вы назвали? (Нет.) Какие глаголы в тексте стоят в форме 2-го лица единственного числа? (Подъезжаешь, видишь.) »
Послушайте еще раз. «На сколько частей можно, разделить этот рассказ?» (Коллективное составление плана.)
Если текст предварительно используется для орфографического разбора, то можно выписать все глаголы на доску в неопределенной форме и дать упражнение: распределить глаголы в два столбика, сообразно их принадлежности к I или II спряжению.
Примерный план: 1. Внешний вид элеватора. 2. Как принимают гостя? 3. Чем сушат зерно? 4. Хранение зерна.

Просмотров: 2260 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
«Зеленые хирурги»

(По В. Стешенко и В. Соболеву.)
(Текст записан на доске.)

«Зеленые хирурги»

На окраине Риги стоит древний дуб. Его возраст 500 лет. В стволе старика образовалось большое дупло.
Агроном осмотрел дерево и решил его спасти. Началась умелая работа. Больное место бережно очистили. Чистая рана была промыта. Дупло заложили камнями и залили цементом. Старый
дуб будет жить.
В Риге для деревьев создана «Скорая помощь». Заболела кудрявая береза. Агрономы определяют нужное лечение. Сломал сильный ветер молоденькое дерево. Его перевяжут и спасут.
Много деревьев спасли «зеленые хирурги».
Так зовут местные жители агрономов. (80 слов.)
Сначала текст читает учитель при закрытой доске.
Орфография: прилагательные среднего рода.
Анализ и составление плана. Что делает врач-хирург? Почему жители Риги прозвали агрономов «зелеными хирургами»? Как агрономы спасли дуб? Как можно озаглавить эту часть статьи? О чем надо сказать до рассказа о лечении дуба? Какую третью часть нашли вы? Каково заключение заметки? Зачем оно нужно? (Без него непонятно заглавие.)
Учащиеся читают текст по доске и самостоятельно составляют план, который коллективно редактируется.
Примерный план: 1. Старый дуб заболел. 2. Как лечили дуб? 3. Что делает для деревьев «скорая помощь»? 4. Кто прозвал агрономов «зелеными хирургами»?
При пересказе подбирают близкие по значению сказуемые: лечат, спасают, помогают, заботятся...

Просмотров: 1827 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
На хлебозаводе.

(По П. Елизаветину.)
(Выделенные отрывки записаны на доске.)

На хлебозаводе.

1. Здание хлебозавода круглое. Стены и пол покрыты красивыми плитками. Везде машины из металла и пластмассы.
Рабочих мало. Хлеб готовят к выпечке автоматы.
2. Могучие подъемники подают муку в электрическое сито. Чистую муку автоматы сыплют в чаны. Нажмет работница кнопку— в чаны льется молоко, раствор сахара, соли, дрожжей.
3. Потом подъезжает чан к машине. Стальные руки все смешивают, и чан отъезжает.
4. Машины режут тесто и лепят булки. Им дорога в печь. Это огромное горячее кольцо. По кольцу движется лента с булками. Проползет булка по кольцу и выскочит из него горячая и душистая.
5. По железной дорожке на первый этаж, а оттуда — по булочным. (95 слов.)
Орфография: окончания существительных, прилагательных и глаголов.
Анализ. Почему на хлебозаводе мало рабочих? Как мука попадает в электрическое сито? Зачем работница нажимает кнопку? Как месят тесто? Что еще делают машины? Как и где пекутся булки?
Подготовка к составлению плана. Что нужно сделать, чтоб выпечь булки? (Учащиеся перечисляют действия. Учитель выписывает названные глаголы на доске: готовят, подают, сыплют, месят, режут и лепят, движется и выскочил.)
На доске написана вторая часть статьи. Учащиеся ее читают и коллективно озаглавливают. Выяснить, какая часть идет до этого (можно ее прочитать). Открыть на доске четвертую часть, учащиеся читают и озаглавливают ее. Выяснить, что пропущено перед ней. Так доводится план до конца.
Примерный план: 1. Каков хлебозавод? 2. Как месят тесто? 3. Как пекут булки? 4. Куда развозят готовый хлеб?

Просмотров: 2459 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Первый выстрел.

(По П. Дудочкину.)

Первый выстрел.

1.Для свободного диктанта.
Всю утреннюю зарю просидел Никита у озера. Но утки не летят. Они будто чуют, что в шалаше прячутся охотники.
Обидно, когда слышишь, как стреляет вдали семиклассник Гриша.
Вдруг видит Никита — утка! А за ней ястреб гонится. Не успел схватить добычу в воздухе и кружится над камышами.
Дед командует: «Пли!» Никита нажимает оба курка. Ястреб упал. Бежит к нему Никита, видит — хищник мертв. (60 слов.)
Орфография: окончания глаголов I и II спряжения.
Анализ. Кого застрелил Никита первым выстрелом? Кого ему хотелось подстрелить? Что ему было особенно обидно?
Перед свободным диктантом орфографический анализ: выделение глаголов I и 1! спряжения.
Выбранные учащимися из текста глаголы записать на доске в неопределенной форме. Этими списками учащиеся воспользуются при письменной работе.
После диктанта проводится коллективное составление плана,
2. Для изложения.
Это был первый и последний выстрел Никиты. Шел он домой скучный-скучный. Соседи Гришу хвалят: четыре утки подстрелил. А Никите стыдно. Пошел охотиться на уток, а утки не убил.
Около клуба встречает он учителя. Увидел Иван Сергеевич добычу Никиты и похвалил: «Вот это удача! Этот хищник за год губит уйму дичи. Молодец, Никита!»
Оглянулся Никита. А ребята кругом смотрят на него с уважением. (63 слова.)
Орфография: прямая речь после двоеточия.
Анализ. Почему товарищи отнеслись к Никите с уважением?
Что сказал Иван Сергеевич? (Прочитать текст на доске.) Почему обрадовался учитель? Какой вред приносит ястреб? Что значат слова уйму дичи? Как вы считаете, удачной ли была первая охота Никиты?
Составление плана. Как можно озаглавить отрывок, выписанный на доске? Какой пункт плана должен быть до него? Прочитать, какие пункты плана у нас получились. Можно ли на этом закончить изложение? О чем нужно
сказать в самом конце?
Примерный план: 1. Какую добычу нес Никита с охоты? 2. Какое у него было настроение? 3. Что сказал Иван Сергеевич? 4. Как смотрели на Никиту товарищи?
Отрывок, выписанный на доске, стирается, когда дети начнут писать изложение.
Слова для справок: хищник, с уважением.
Просмотров: 2068 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Беличий гостинец.

(По Г. Харламниеву.)
(Выделенное предложение записано на доске.)

Беличий гостинец.

Однажды мне поручили отвезти продукты лесорубам в дальний лес. Я обрадовался. Интересно побывать в лесу зимой.
Конь Бегач быстро домчал меня к месту работы. Колхозники похвалили меня за продукты и пообещали подарок.
Удивился: какой подарок можно припасти в лесу?
Тут лесорубы свалили старый дуб. В дупле был белкин склад. Я набрал из склада карман орехов.
Остальные орехи и желуди сложил на пне. Белка радостно начала их переносить в новое место.
А я вернулся домой с беличьим гостинцем. (77 слов.)
Орфография: проверяемые согласные в конце слова и безударные гласные; непроизносимая согласная.
Анализ. Почему интересно побывать в лесу зимой? Почему лесорубы свалили этот дуб? (Он был стар: лес надо очищать от мертвых деревьев.) Что припасает белка на зиму в своих складах? Как поступил мальчик?
План изложения: 1. Интересное поручение. 2. Обещание лесорубов. 3. Орехи из склада. 4. Белку не обидели.
Предложение с двоеточием можно списать с доски.
Слова для справок: пообещали, карман.

Просмотров: 4590 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее