Изложения в начальных классах » 3 класс Сделать стартовой | Добавить в избранное  

Половодье.

(По Б. Емельянову.)

Половодье.

Всю зиму были обильные снегопады, а по утрам мели вьюги. С весны солнце прочно утвердилось на небе и только на короткую ночь уходило за леса.
Со всех сторон потекла снеговая вода. Морями разлились малые речки, и хлынула в луга крутая волна разлива.
Сразу затонули кусты, и по пояс в воду погрузились деревья. С треском вылетели из чащи глухари и расселись на вершинах деревьев.
Старый лось выбрался из огромного болота. Он стоял на горе, тяжело дышал и смотрел на звезды. (80 слов.)
Орфография: проверяемые безударные гласные; разделительный ь.
Анализ. Как иначе зовется половодье? (Перечитываем второй абзац, где половодье называется крутая волна разлива.) Из чего видно, что половодье в ту весну было очень большое? Почему воды было так много? (Вспомним начало описания.)
Составление плана. Кто какую картину хотел бы нарисовать? (Рисуем и озаглавливаем две картины: «Старый лось»; «Кусты и деревья в воде».) Учитель дает два пункта плана: 1. Почему было много снеговой воды? 2. Разлив рек. Добавляем названия трех картин: 3. Затонули кусты и деревья. 4. Глухари на вершинах деревьев. 5. Лось на горе.
При пересказе перечитываем и разбираем второе предложение рассказа (оно выписано на доске).

Просмотров: 7453 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Составление плана из готовых заголовков.

План к этим рассказам дается на доске в нарушенной последовательности. Учащиеся из заголовков составляют план к изложению, проставляя нумерацию пунктов плана на доске или записывая составленный план в тетрадях.

Враги змей.

(По Н. Коростелеву.)

Враги змей.

Яд змеи очень опасен для всех животных. Но некоторые звери смело вступают с ними в бой.
Особенно ловко расправляется со змеей еж. Он подставляет
змее свои колючки. Когда змея устанет от прыжков, еж вонзает зубы в тело змеи.
Прославились победами над змеями мангусты. Это маленький зверек. У мангусты жесткая шерсть и толстая кожа.
В борьбе с очковой змеей зверьку помогают прыжки. Он прыгает очень высоко и в любом направлении. Прыжок — и зубки мангусты вонзаются в шею змеи. Мангуста победила. (82 слова).
Орфография: звонкие и глухие согласные, проверяемые безударные
гласные, сочетание чк.
Анализ. О борьбе каких двух животных со змеями мы прочли? Как расправляется со змеей еж? Почему змее трудно справиться -с мангустой? Как мангуста побеждает очковую змею? (Объяснить словосочетание очковая змея.)
Заголовки плана: Каков внешний вид мангусты? Как еж расправляется со змеей? Что помогает мангусте победить змею? Что мы узнали о яде змеи?

Просмотров: 7166 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Лоська.

(Рассказ В. Чаплиной.)

Лоська.

В зоопарк привезли лосенка. Он всех боялся. Соску не брал.
Я села на корточки и протянула малышу бутылочку. Это помогло. Лосенок подошел смелей. Он понюхал соску и вкусно
зачмокал.
Скоро лосенок ко мне привык. Он трогательно ласкался: клал голову мне на плечо и нежно пощипывал губами щеку.
Подрос Лоська. Его перевели в другой загон. Туда я редко ходила.
Встречал меня Лоська радостно. Он терся об меня мордой и ласково щипал губами мое лицо. (73 слова.)
Орфография: кличка животного; собственное имя; непроизносимая
согласная.
Анализ. Почему лосенок полюбил Веру Васильевну? Как лосенок выражал любовь к своей воспитательнице? Каким словом определила воспитательница его ласку? (Трогательно.) Запомним это слово. Каким словом можно бы его заменить? (Нежно.) Выписываем синонимы на доске. Почему я назвала Веру Васильевну воспитательницей?
Рассказ следует вести не от лица Веры Васильевны, а от своего и называть ее: Чаплина, Вера Васильевна, воспитательница, она...
Заголовки для плана. В другом загоне. Первое кормление. Первый день в зоопарке. Радостно встречаются друзья. Подружились.
Слова для справок: на корточки, пощипывал.

Просмотров: 5064 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
На охоте.

(Рассказ И. Тургенева.)

На охоте.

Однажды мы с товарищем ранили тетерку. Она не упала, а полетела дальше с тетеревятами.
Чтоб опять подманить тетерку, товарищ стал свистать, как свищут тетерева. Со всех сторон стали откликаться птицы.
И вот вижу я: сквозь травы идет к нам сама матка, Спешит
на свист, а у самой вся грудь в крови. Знать, не вытерпело материнское сердце.
И тут я самому себе показался злодеем. Захлопал я в ладоши. Тетерка улетела — и птенцы затихли.
Товарищ рассердился, что я испортил охоту. (78 слов),
Орфография: глагол в среднем роде; частица не с глаголами.
Анализ. Какая картина потрясла Тургенева? Почему грудь тетерки была в крови? Почему спешила матка? Кого она увидела вместо отставшего птенчика? Как обманул ее товарищ Тургенева? Почему Тургенев показался себе злодеем?
Заголовки даны в нарушенной последовательности: Что сделали на охоте Тургенев и его товарищ? Почему Тургенев спугнул тетерку? Почему тетерка пришла на свист? Как охотник подманивал тетерку? Оцените поступок Тургенева.
Слова для справок: стали откликаться; 'показался злодеем; ладоши; рассердился, что.

Просмотров: 4441 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Двойка.

(По В. Голявкину.)

Двойка.

В третьем классе я получил за изложение двойку. Но как написать папе на фронт про двойку? Я решил объяснить все учителю.
Учитель дал мне задание. Надо два раза дома прочитать рассказ, который он указал. Потом закрыть книжку и написать изложение.
— А кто проверит, заглядываю я или нет?
— Я тебе верю. Уговор на честность.
Я сделал так, как сказал учитель. Он прочел мою работу и назвал меня честным человеком.
В письме на фронт я рассказал папе, как я получил двойку и как ее исправил. (83 слова.)
Орфография: разделительные ъ и ь; звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные.
Анализ. Почему Петя получил двойку? (Мальчика в книге «Мой добрый папа» зовут Петей.) Почему мальчик не решался написать отцу о двойке? Где в это время был отец Пети? Зачем учитель дал Пете работу на дом? Как Петя работал дома? Как вы считаете, приятно ли было Пете теперь написать письмо на фронт? Почему приятно?
Заголовки для плана: Как Петя работал дома? Разговор с учителем. Петя получил двойку. Письмо на фронт. Диалог учащиеся могут списать с доски.

Просмотров: 4377 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Случай на границе.

(Из газеты «Правда».)

Случай на границе.

Дом Розы находился на окраине села. От него рукой подать до леса.
Однажды Роза вышла во двор и заметила человека. Незнакомец шел не по дороге, а по льду речки.
Роза знала всех жителей в окрестностях. А этот чужой!
Роза вежливо поздоровалась с незнакомцем и пригласила погреться. У человека были поморожены ноги, и он попросил спирта.
Хозяйка вызвалась сходить за спиртом к соседке. Там она рассказала о чужом человеке.
Незнакомец растирал спиртом ноги, когда мужчины окружили дом и задержали шпиона.
Пограничники горячо благодарили Розу за храбрость и находчивость. (87 слов.)
Орфография: окончания существительных 1-го склонения; непроизносимая согласная; проверяемые безударные гласные, сочетания жи, чу, чк, чн.
Анализ. В чем проявилась храбрость Розы? Почему женщину можно назвать находчивой и сообразительной? По каким признакам Роза догадалась, что это чужой человек? Какое было время года? (Из чего видно, что была зима?) Как сказано, что лес был очень близко от дома Розы? Кто помогает пограничникам задерживать шпионов и других нарушителей границы?
Заголовки для плана в нарушенной последовательности: Это чужой! Вежливое приглашение. Что Роза сообщила соседке? Задержали шпиона. Где был дом Розы?
Слова для справок: окраина, незнакомец, поморожены, вызвалась.

Просмотров: 4664 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
На ферме.

(По Н. Раковской.)

На ферме.

Доярки рано начинают работу в коровнике. Наступил час дойки. Из доильного аппарата молоко по шлангу течет на холодильник. И на долю доярки остается много забот. Надо накормить коров и измерить удой. Бидоны с молоком доярки несут в «молочный домик».
Белое здание стоит на зеленой лужайке. Здесь проверяют молоко каждой коровы. Отмечают количество молока, его жирность и вкус.
Корова дала меньше молока. Ей надо сменить корм, подбросить лишнюю горсть соли. У другой коровы молоко стало хуже. Ей пропишут особое питание.
На ферме строгий режим, чистота, порядок. Поэтому мы пьем вкусное и полезное молоко. (90 слов.)
Орфография: слова из «Словарика» (молоко, корова); окончания прилагательных в среднем роде; проверяемые безударные гласные.
Анализ. Сколько зданий фермы здесь описано? (Два здания: коровник и белый домик.) Как начинается утро в коровнике? Какие аппараты освободили доярок от тяжелого ручного доения? Почему аппараты зовутся доильными? Какие заботы у доярок? Какое здание описано во второй части рассказа? («Молочный домик» — это лаборатория.) Что делают в «молочном домике»? Как заботятся здесь о качестве молока?
Прослушайте рассказ еще раз и подумайте, на сколько частей его можно разбить. После обсуждения этого вопроса учитель дает на доске заголовки в нарушенной последовательности. Учащиеся из них составляют план и проводят полный пересказ по плану.
Вот примерный план. 1. Дойка коров аппаратом. 2. Заботы доярки. 3. Что делают в белом здании? 4. Какие советы дают в белом домике? 5. Почему мы получаем хорошее молоко?
Слова для справок: по плану, на долю доярок, питание и режим.

Просмотров: 2695 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Ох, уж эта Настя!

(По Ю. Победоносцеву.)

Ох, уж эта Настя!

Работники кино задумали фильм «Ох, уж эта Настя!». Где найти второклассницу для роли Насти? Настя ведь умница, храбрая и гимнастка отличная.
Многие девочки хотели сниматься. Но эта плохо стихи читает. Другая очень робкая. Третья — гимнастка слабая.
Пришла Ира Волкова. Она умная и смелая девочка. По гимнастике Ира разряд имеет. Лицо у Ирочки очень выразительное. Дали Ире роль Насти.
Работать девочке пришлось много. Но за время съемок она не отстала в учении. (70 слов.)
Орфография: падежные окончания существительных 1-го склонения; безударные окончания прилагательных женского и среднего рода; разделительный ъ; проверяемые безударные гласные в корне.
Анализ. Кто видел фильм «Ох, уж эта Настя!»? Чем он вам понравился? Кто играет главную роль? Почему Ира Волкова подошла к этой роли? Почему Ира не отстала в учении, хотя много работала на съемках?
Заголовки для плана в нарушенной последовательности: Ира много работала. Не подходят эти девочки. Роль дали Ире. Кому поручить роль?
Слова для справок: «Ох, уж эта Настя!», гимнастка, выразительный, за время.
Просмотров: 2020 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Гнездо камышевки

(По Н. Недоле.)

Гнездо камышевки

В солнечный день я плыл в лодке по Днепру. Веслом я задел гнездышко.
Птички укрепили его между побегами тростника. Стенки гнезда привязаны к тростникам волокнами крапивы. Два широких листа держали дно гнезда. Птички наносили в гнездо волосы лис и зайцев, лошадей и коров. Гнездо получилось мягкое и теплое.
На дне лежали яички. Я наклонил стебли с гнездом. Но яички не выпали, потому что гнездо очень, глубокое. Над Днепром часто дуют сильные ветры. Если птичка сделает мелкое гнездо, то при первом же сильном ветре яички выпадут.
Вот какие умные птички! (89 слов.)
Орфография: непроизносимые согласные; проверяемые безударные гласные.
Анализ и составление плана. Почему автор назвал птичек умными? Чем понравилось писателю гнездышко камышевки? Почему он решил описать его устройство? Что вам понравилось в его устройстве? Описать, как устроено гнездо, подробно. Но начать словами: «Камышевка строит гнездо в тростниках над водой». О чем надо рассказать дальше? После ответа учащихся учитель читает статью до конца, и учащиеся коллективно составляют ее план под руководством учителя.
Примерный план: 1. Как камышевки укрепили гнездышко? 2. Почему в гнезде тепло и мягко? 3. Зачем птички сделали гнездо очень глубоким?
Слова для справок: камышевка, волокнами.

Просмотров: 2178 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Какого цвета подснежник?

(По И. Зениной.)

Какого цвета подснежник?

Ребята на Кавказе удивятся: «Разве он голубой! Подснежник белого цвета».
Жители Дальнего Востока возразят: «Подснежник не белый,
а фиолетовый».
«Самый красивый подснежник — розовый», — спорит тот, кто бывал на Селигере.
Так какого же цвета этот цветок?
В разных местах нашей страны есть свои первые цветы ранней весны.
Подснежники' на севере зовут перелесками. Обычно перелески синие, голубые, а иногда и розовые. Белые подснежники на Кавказе зацветают в январе. А как хорош под Москвой лазоревый подснежник! Вы видели его крошечный колокольчик на тонкой ножке?
А какие подснежники растут у вас? (84 слова.)
Орфография: прямая речь после слов автора; восклицательные и вопросительные предложения; окончания существительных 2-го склонения.
Анализ. О чем спорят жители разных мест нашей Родины? В какой части статьи передано содержание спора? Какие сказуемые употреблены перед прямой речью? (Выписать на доске: удивляются, возразят, спорит.)
В тексте указано несколько мест, где растет подснежник и какого он цвета. Чтобы не забыть, следует записать. Где? Какого цвета? Образец. На Кавказе. Белый.
Под Москвой. Лазоревый колокольчик. И т. п. На основе этих записей коллективно составляется примерно такой план:
1. Спор жителей разных мест нашей страны.
2. Везде свои первые цветы.
3. Перелески.
4. Подснежник под Москвой.

Просмотров: 10821 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее