Вечный работник.
(По М.Ильину и Е.Сегал.)

Взломала река лед. Белой стаей пошли льдины. Широко разлилась река, понесла льдины к морю.
Долог путь воды к морю. По дороге она делает большую работу.
Река несет бревна к лесопилке и тащит баржи. Бегут от пристани к пристани быстрые теплоходы.
Поперек реки ставят плотины. Возле плотин строят электростанции. Они посылают ток заводам, колхозам и железным дорогам.
Вода бежит в водопроводе. Она моет улицы, тушит пожары. В паровозной топке она становится паром и мчит тяжелый поезд. (79 слов.)
Орфография: безударные окончания существительных; слова из «Словарика» (электростанция, теплоход и др.); проверяемые безударные гласиные.
Анализ. Почему статья названа «Вечный работник»? Что же река делает для людей? Какие слова из статьи обобщают все, что сказано о ее работе? (Читаем второй абзац, выписанный на доске.) Какие же работы она выполняет? (При перечислении детьми видов работы реки можно вывешивать иллюстрации: плоты, баржи, теплоход, электростанции и др.)
План: 1. Река—путь передвижения. 2. Источник электричества. 3. Другие виды работы воды. 4. Вывод.
Содержание второго абзаца (выписан на доске) лучше передать в конце изложения (вывод).
Слова для справок: тащит, поперек, строят, становятся.