Изложения в начальных классах » 3 класс Сделать стартовой | Добавить в избранное  

3 КЛАСС

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ

В III классе к тем видам изложений, которым дети обучались во II классе, добавляются два новых вида: изложения сжатые и изложения по самостоятельно составленному плану. Все тексты для этого класса сгруппированы в четыре раздела: изложения по готовому плану; изложения по коллективно составленному плану; по плану, составленному самостоятельно; контрольные изложения. Сжатые изложения не выделяются в особый раздел. Они включены в разделы первый и третий.
Основным типом изложения в III классе, согласно программе, является «изложение (подробное, сжатое) текста по плану, составленному самостоятельно». Но это требование программы не исключает необходимости и в III классе вести обучающую работу по составлению плана, чему помогает коллективное составление плана. В общей системе нужны иногда изложения по готовому плану, особенно в начале учебного года, а также при обучении сжатому пересказу, когда надо сосредоточить внимание детей на форме краткой передачи содержания. По готовому плану изредка проводятся также изложения с тем или иным стилистическим заданием (включить в изложение описание, разнообразить язык синонимическими наименованиями действующего лица и др.). В таких случаях обучающая работа над планом ограничивается анализом готового плана; а при разборе проверенных работ сопоставляется изложение ученика с данным ему планом.
Задача учителя — отобрать из «Сборника...» .....
Просмотров: 31140 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
ТЕКСТЫ.
I. ИЗЛОЖЕНИЯ ПО ГОТОВОМУ ПЛАНУ.

Подробные изложения.

Чьи вы?

(По И. Недоле.)
(Желательно дать текст для прочтения учащимся.)

Чьи вы?

Построили чибисы гнезда на кочках. Густая трава закрывает птиц от чужого глаза.
А над степью сторож летает. Увидит чужого и громко спрашивает: «Чьи вы? Чьи вы?»
Вот сторож закричал: «Уйди-и! Уйди-и!» Поднялись все птицы. Окружили лису, закружились. Лиса прыгает, хочет схватить птицу за хвост. А чибисы далеко в степь летят.
Увели лису далеко от гнезд. А сами разлетелись в разные стороны.
А где же чибисы поднялись? Лиса это место уже и позабыла.) (69 слов.)
Орфография: знаки в конце предложения; сочетания чу, жи, чк; проверяемые безударные гласные и др.
Анализ. Почему писатель назвал рассказ «Чьи вы?»? А как сторож кричит в минуту опасности? Запомните, как записываются крики чибисов. (Чьи вы? Уйди-и!) Кто здесь, назван сторожем? Из чего видно, что чибисы поняли тревожный крик сторожа? (Разом поднялись в воздух...) Как чибисы перехитрили лису?
План: 1. Гнезда чибисов. 2. Сторож над гнездами. 3. Сигнал тревоги 4. Заманили лису. 5. Где чибисы, поднялись?
При пересказе по плану дети передают вопросительные и восклицательные интонации, имеющиеся в рассказе.
Слова для справок: чибис, построили.
Просмотров: 5582 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Зяблик с колечком.

(По Н. Сладкову.)

Зяблик с колечком.

Осенью птицы в теплые края летят. Тронулись в дорогу и зяблики.
Эти птички летят утром и вечером. Днем они отдыхают и ищут корм. За стайкой зябликов ястребы летят. Беда тому зяблику, кто ослаб и отстал. Да и здоровым от ястребов достается.
Николай Иванович Сладков поймал одного зяблика. Но он не посадил птичку в клетку. Надел зяблику на лапку колечко с номером и отпустил.
Окольцованные птицы - мастера о перелетах рассказывать. (69 слов.)
Орфография: проверяемые безударные гласные; сочетание чк; слово из «Словарика»(дорога); не с глаголом.
Анализ. Что можно узнать по надписи на кольце? В какое время суток летят зяблики на юг? Какой враг летит вдогонку? Что сделал писатель Сладков, когда поймал птичку?
План: 1.К югу. 2. Когда летят зяблики? 3. Что делают они днем? 4. Что сделали с пойманной птичкой? 5. Зачем окольцованную птицу отпустили?
Слова для справок: достается, колечко, мастера.
Просмотров: 4494 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Теплинка.

(По В. Солоухину.)

Теплинка.

Пошли мы с Витей однажды в лес. Были у нас с собой соль, яички и хлеб. На опушке набрали рыжиков.
На лесной лужайке мы вырыли ямку. Туда положили яйца и засыпали землей.
На этом месте развели теплинку. Так у нас зовется маленький костер.
Рыжики мы надевали на прутики и посыпали солью. Грибки шипели на огне и быстро пеклись.
Погасили мы теплинку. А яички под ней упеклись на славу. Ох и вкусен же был наш обед! (75 слов.)
Орфография: проверяемые согласные и безударные гласные; слово из «Словарика», (костер) и др.
Анализ. Вы запомнили, что называли В. Солоухин и его товарищи теплинкой? Как они испекли яички? Как они жарили грибы? Что сделали мальчики, когда теплинка стала не нужна?
План: 1. Какие припасы были у мальчиков? 2. Как развели теплинку? 3. Как пекли рыжики? 4. Что сделали с теплинкой? 5. Каков получился обед в лесу?
Слова для справок: на опушке, зовется, на славу.
При пересказе следует договориться об устранении рассказчика: надо называть мальчиков приятели, друзья, ребята и по именам.
Просмотров: 4789 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Зимняя рыбалка.

(По А. Ливеровскому.)

Зимняя рыбалка.

1. Зимнее солнечное утро. Рыбак хлопочет у проруби. В такую погоду хорошо берут приманку налимы. Богатый улов унес с реки человек.
2. Слетелись к проруби вороны. Подошла ворона к лунке и ждет. Выплыла рыбка подышать. Раз — рыбешка в клюве!
3. Воронью стайку лисица спугнула. Осторожно обходит хитрый зверь прорубь, принюхивается. А вот и пожива! Затерялся окунек в снегу. Видно, лисье чутье лучше птичьего глаза.
4. Ушла лисица. Из проруби показалась выдра. В зубах у охотницы плотичка. Съела выдра рыбку, почистилась и ушла под воду. (80 слов.)
Орфография: разделительные знаки; звонкие и глухие согласные; прилагательные среднего рода.
Анализ. Как в заглавии названа рыбная ловля? Кто же занимался рыбалкой в этот зимний день? Кого ловил человек?
Как ворона поймала рыбешку? Где и как нашла поживу лисица? Какой же рыболов был последним? (Объяснить, что выдра — плавающее животное и может долго находиться под водой.)
Составление плана. Сначала следует назвать картинки, которые увидел на льду писатель. Их перечисление и будет планом: 1. Рыбак. 2. Вороны. 3. Лисица. 4. Выдра. (Рассказать содержание каждой картинки.)
Рядом с пунктами плана слова для справок: налимы, выплыла, принюхивается, плотичка.
Просмотров: 6201 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Кошка на веревочке.

(По И. Недоле.)

Кошка на веревочке.

1. Зима в том году на Кавказе выдалась очень суровая. Плохо пришлось птицам. Гибли без пищи и замерзали наши гостьи.
2. Везде появились кормушки. Люди несли в дома полуживых птичек.
3. У меня в комнате летали птицы. Одних я подобрал на улице, другие залетели в окно. Они согрелись, наелись и весело щебетали.
4. В квартире моих знакомых кошку посадили на веревочку. Хозяйка мне объяснила, что кошка ловила птичек. Сидят они вокруг кормушки, а разбойница хватает слабых.
5. Так и сидела Мурка на веревочке, как собачонка. (70 слов!)
Орфография: падежные окончания 1-го и 2-го склонения существительных.
Анализ. Почему зимой на Кавказе бывает много птиц? Какое слово показывает, что многие птички прилетели на юг только зимовать? (Слово гостьи.) Что значит выражение плохо пришлось птицам? В какой части рассказа указаны причины беды? Как об этом сказано? Почему птицы названы полуживыми? Как заботились о них люди? Правильно ли поступила хозяйка кошки?
Составление плана. Сколько картин можно нарисовать? После словесного рисования и озаглавливания необходимо выяснить, что к началу рассказа картину нарисовать трудно, придумать заголовок к первой части.
Примерный план: 1. Суровая зима. 2. Забота о птицах. 3. Гостьи у писателя. 4. Кошка на веревочке. 5. Разбойница возле птичьей кормушки.
При пересказе и словесном рисовании следует обсудить, как изложить третью часть, чтобы изменить местоимение 1-го лица

Просмотров: 4077 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Вороны и чайка.

(Из газеты «Известия».)

Вороны и чайка.

Город Сочи стоит на берегу моря.
Однажды вечером прохожие на улице наблюдали интересный случай.
Большая красавица чайка залетела в город. Ее ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю.
Чайка долго летала над площадью и устала. Она опускалась все ниже и ниже, почти задевая автомашины.
Вдруг с дерева на аллее снялись две вороны. Они подлетели к морской птице и стали подталкивать ее вдоль аллеи к морю.
Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю. Люди с изумлением следили за поведением птиц. (91 слово.)
Орфография: падежные окончания существительных; слова из «Словарика» (интересный, однажды, электрический); проверяемые безударные гласные.
Анализ и подготовка к составлению плана. Почему люди с изумлением следили за птицами? Почему чайка самостоятельно не могла найти дорогу к морю? Как догадались о ее беде вороны? Где было дерево с их гнездом? (На аллее.) В каком падеже встретится еще раз слово аллея? О ком говорится в самом начале и конце заметки? Подумайте, как можно рдзделить рассказ, определив, какие птицы для каждой части являются главными действующими лицами.
К составлению плана можно подготовить путем словесного рисования картинок и озаглавливания их.
Примерный план: 1. Чайка над площадью. 2. Летят вороны. 3. Указывают путь. 4. Люди следят с изумлением.
Слова для справок: Сочи, почти задевая, с изумлением.

Просмотров: 7775 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Белые призраки.

1. Ленинград был окружен врагами. Фашисты бомбили город с самолетов, били по улицам из пушек.
2. Центр города каждый день в один и тот же час подвергался обстрелу. Рушились здания, гибли люди.
3. Однажды была метель. Фашисты зарядили пушки и готовились начать обстрел города. Но вдруг на фашистов набросились белые призраки. Они перебили врагов. Орудия и снаряды были уничтожены.
4. В этот день жители Ленинграда не услышали обстрела.
5. Так отряд моряков под командой Алексея Карпова разгромил врага. Моряки надели белые халаты. В тыл врага они пробрались по льду на коньках. (85 слов.)
Орфография: проверяемые безударные гласные; собственные имена.
Анализ. Кто были эти белые призраки? Почему советские моряки показались фашистам призраками? Когда были эти события? Знаете ли вы, как назывались эти страшные для Ленинграда месяцы? (Блокада.) Как Алексей Карпов подготовил атаку на фашистов?
Составление плана. Какую картину можно нарисовать к главной части этого рассказа? Как озаглавить ее? («Неожиданное нападение»; «Атака призраков» и др. по желанию учащихся.) Какая картина представляется нам, когда читаем последнюю часть? (Моряки в белых халатах бесшумно скользят по льду, впереди берег, чуть видны пушки врага...) Как ее озаглавить? («Как Алексей Карпов подготовил атаку».) Три заголовка учитель дает сам.
Примерный план: 1. Обстрел в один и тот же час. 2. Фашисты зарядили пушки. 3. Атака призраков. 4. Обстрела не было. 5. Как Карпов подготовил атаку.
Слова для справок: рушились, подвергался, уничтожены.

Просмотров: 3925 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Пчела из пластмассы.

(Из сборника «Хочу все знать».)

Пчела из пластмассы.

Часто живая пчела танцует вокруг улья. Она кружится, взлетает вверх, падает вниз. Летит вперед и назад, вправо и влево. Так пчела объясняет подругам, где она нашла богатую добычу.
Ученые изучили танцы пчел. Они создали из пластмассы пчелу и пустили ее к улью. Игрушечная пчелка точно выполняет телекоманду ученых. Фигуры ее танца показывают дорогу к медоносным полям.
-Живые пчелы понимают ее танец. Они летят за нектаром на дальнее поле. Теперь запас меда в улье быстро увеличивается.
Орфография: наиболее употребительные наречия; безударные окончания глаголов 3-го лица; окончания прилагательных.
Анализ. Почему пчелы этого улья собирают теперь мед быстрее, чем раньше? Как пчелы узнают о новых медоносных полях? (Объяснить слова медоносные, нектар.) Чем может помочь искусственная пчела? Как вы понимаете слово телекоманда'} Какие движения выполняет пчелка из пластмассы по команде издалека? (Выделяются наречия из первого абзаца; если надо, записываются на доске, затем стираются.)
Словесное рисование. Рассказать о танце живой пчелы. Как назвать эту часть рассказа? Как вторая картинка отличается от первой? Кого нарисовать на третьей картинке? Нужны ли еще картинки? Сколько же всего частей в нашем плане? Назвать их.
Примерный план и опорные слова:
1. Танец живой пчелы. /вокруг
2. Что сделали ученые? /создали
3. Танец по телекомандам /фигуры
4. Какую пользу приносит искусственная пчела? /за нектаром

Просмотров: 8678 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Снежные фонтаны.

(По И. Арамилеву.)

Снежные фонтаны.

В зимнюю стужу тетерева ищут для ночлега большую поляну. Вечером они щиплют на березах ветки. А потом с высокой ветки камнем падает птица в глубокий сугроб.
Пробьет тетерев лунку в сугробе и идет под снегом в сторону. Там в сыпучем снегу засыпает.
Я шел с охоты в лунную ночь. Вдруг на поляне взлетел снежный фонтан. Один за другим взлетали из снега тетерё& Алмазами сверкала снежная пыль при лунном свете.
Я ускорил шаг в увидел рыжего лиса. Разбойник вспугнул птиц и начал душить их.
Я ударил из ружья. Хищник как подкошенный лег между лунок. От выстрела взметнулись десятки фонтанов. Они были сказочно прекрасны лунной ночью. (92 слова.)
Орфография: падежные окончания существительных и прилагательных; проверяемые согласные и безударные гласные.
Анализ. Почему писатель назвал снег фонтаном? Почему снежные фонтаны были сказочно прекрасны? (Обратить внимание на повторение о лунном свете.) Как зимой ночуют тетерева? Кто спугнул тетеревов на ночлеге?
Названия словесных картин (сначала без последовательности, какие ярче запомнились) в плане: I. Вечером на березах. 2. Прячутся в сугроб. 3. Снежные фонтаны. 4. Разбойник наказан. 5. Новые снежные фонтаны.
Слова для справок: тетерева, в сторону, фонтан, спугнул, взметнулись.
Можно третий абзац записать на доске: подробнее разобрать его содержание; объяснить выражение алмазами сверкала снежная пыль, провести орфографический разбор трудных слов.

Просмотров: 4018 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее