Изложения в начальных классах » 1 класс Сделать стартовой | Добавить в избранное  

Письменные ответы на вопросы, охватывающие не все содержание разобранного текста.

Для этих упражнений даются тексты большего объема, чем для полных изложений. Вопросы составлены таким образом, что общее число слов в ответах по тексту не будет превышать возможностей учащихся.
Эти упражнения повышают сознательность детей при проведении анализа полного текста. Выбор из рассказа материала, соответствующего содержанию вопроса, дисциплинирует мышление учащихся. Коллективная работа по составлению ответа укрепляет. у учащихся навыки построения простого предложения, так как часто при этом приходится отвечать на вопрос предложениями, которых нет в тексте. Такие предложения легко составляются под руководством учителя, потому что их содержание определяется вопросом плана.

Когда не скучают.

(По С. Б а р у з д и н у.)
(Заглавие написано на доске.)

Когда не скучают.

Играли ребята в детском саду. Потом все ушли гулять.
Светлана осталась одна. У нее кашель.
Сначала Светлана скучала. Потом взялась за работу.
Убрала Света игрушки и книги. Уложила кукол спать. И цветы полила девочка.
Вернулись ребята. Спасибо сказали подруге. (36 слов, в ответах— 25—30 слов.)
Анализ. Как назван рассказ? Когда же не бывает человеку скучно? Что сделала Света в комнате? Кому это было приятно? (Ребятам.) Почему?
Вопросы: 1. Почему Света скучала? 2. Какую работу девочка сделала? Что сказали ребята? (Последнее предложение можно списать с доски.)
При обсуждении ответов обращаем внимание на использование разных слов: Света, девочка, подруга.
Просмотров: 2408 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Как гадюка зимой ожила.

(По П. Дудочкину.)

Как гадюка зимой ожила.

Катались ребята на лыжах и озябли. Зашли они на ферму погреться.
Сторож усадил их на душистом сене. Вдруг из сена выползла змея. Девочки закричали.
Это гадюка отогрелась и проснулась.
Сторож убил змею палкой. (33 слова, в ответах—20 слов.)
Анализ. Почему дети испугались змеи? Почему гадюка проснулась (ожила)? Как гадюка попала на ферму?
Вопросы: 1. На чем сидели ребята? 2. Кто выполз из сена? 3. Почему гадюка ожила?
Просмотров: 1881 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Подарит маме весну.

"(Из газеты «Пионерская правда».)

Подарит маме весну.

Юра шел из школы. В сквере женщина обрезала ветки деревьев.
Она дала мальчику пять веточек.
— Поставь в воду. К тебе раньше всех придет весна.
Юра поставил веточки в воду. Банку закрыл шторой.
8 Марта секрет открылся. Юра отдернул штору. Зеленые листочки блестели на ветках.
Мама была рада подарку и весне. (49 слов.)
Орфография: проверяемые гласные в корне слова; раздельное написание со словами предлогов.
Анализ. В какой день мама увидела на окне весну? Кто сделал ей этот подарок в день 8 Марта? Почему веточки в банке названы «секретом»? Как вы думаете, кому еще эта зелень принесла радость? Почему и Юра был доволен?
Вопросы: 1. Что принес Юра домой? 2. Что сделал Юра с веточками? 3. Когда открылся его секрет? 4. Чему обрадовалась мама?
Просмотров: 2114 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Цыплята и капуста.

(По В. Чаплиной.)

Цыплята и капуста.

В огороде напали на капусту гусеницы. Мама стала собирать вредителей в банку.
Вдруг она видит: идет Виталик и несет корзину. А в корзине цыплята.
Выпустил их мальчик на грядки. Молодые петушки и курочки начали клевать гусениц. Быстро очистили цыплята капусту от гусениц. (41 слово, в ответах — до 22 слов.)
Орфография: слова из «Словарика» (петушок, корзина); сочетания на, чк.
Анализ. Какой вред причиняли гусеницы? Как Виталик помог маме? Почему рассказ назван «Цыплята и капуста»?
Вопросы для письменных ответов: 1. Кто напал на капусту? 2. Кого принес Виталик в огород? 3. Что сделали цыплята?
Слова для справок: гусеницы, клевать, капуста.
Просмотров: 2296 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
III. КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗЛОЖЕНИЯ.

Кролики.

Кролики.

(По П. О. Афанасьеву и др.— «Сборник статей для изложений в начальной школе».)

Сережа получил в подарок кроликов. Зимой кролики жили в чулане.
Летом Сережа поехал в деревню. Он взял с собой своих питомцев.
Скоро вывелись крольчата. Мальчик кормит зверьков овощами и травой. (31 слово.)
Вопросы для изложения: 1. Какой подарок получил Сережа? 2. Где жили кролики зимой? 3. Что сделал Сережа летом? 4. Когда вывелись крольчата? 5. Чем мальчик кормит зверьков?
Просмотров: 1934 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Мурзик.

(По А. Мусатову.)

Мурзик.

Котик Мурзик был озорной. Однажды он сидел на дереве. Рядом села ворона.
Мурзик прыгнул ей на спину. Он вцепился когтями в перья и замер.
Ворона испугалась. Она полетела над деревней.
Мурзик не удержался и упал. Ему повезло. Он провалился в пушистый снег. (40 слов.)
Вопросы для изложения: 1. Кто был озорной? 2. Где сидел Мурзик? 3. Куда прыгнул котенок? 4. Над чем полетела ворона? 5.Куда провалился Мурзик?
Слова для справок: в перья, замер, не удержался.
Просмотров: 10374 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Новый двор.

Новый двор.

Двор нового дома был пуст. Ребята вышли с лопатами. Папа Юры привез в машине саженцы. Пионеры живо посадили березки. Октябрята помогли старшим сделать клумбы.
Летом новый двор стал зеленый и нарядный. Ребята берегли молодые посадки. (35 слов.)
Вопросы для изложения: 1. Каков был двор нового дома? 2. С чем вышли ребята во двор? 3. Что сделали пионеры и октябрята? 4. Каким стал двор летом? 5. Кто берег молодые посадки?
Слова для справок: саженцы, сделать.
Просмотров: 1765 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Старшие друзья.

Старшие друзья.

Рядом со школой открылся детский сад. Пионеры готовили для малышей подарки.
Девочки шили кукол. Мальчики делали игрушечную мебель. Нашлись и книжки с картинками.
Первого мая в садике был утренник. Малыши были рады гостям и подаркам. (35 слов.)
План: 1. Где открылся детский сад? 2. Какие подарки готовили малышам пионеры? 3. Когда в садике был утренник? Чему были рады малыши? Слова для справок: Первого мая.
Просмотров: 2406 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее