Изложения в начальных классах » 1 класс Сделать стартовой | Добавить в избранное  

Лисички.

(По В. Солоухину.)
(Текст написан на доске.)

Лисички.

Лисички яркого цвета, как морковь.
Высокая ножка грибка сразу переходит в зонтик. В середине дрожит росинка.
Этот гриб рано появляется в лесу. Весело смотрит стайка лисичек из зеленого мха. Лисички — очень вкусные грибы. (33 слова.)
Орфография: слова с проверяемыми безударными гласными и звонкими и глухими согласными; слова из «Словарика» (лисица, морковь).
Анализ. Почему же эти грибы названы лисичками? Чем они похожи на лисиц? На что еще похожи по цвету эти грибы? Почему лисички в лесу названы «стайкой»?
Примерные заголовки: 1. Какого цвета лисички? 2. Что дрожит в середине грибка? 3. Когда этот гриб появляется в лесу? 4. Как растут лисички во мху?
Кроме орфографического разбора текста, можно предупредить ошибки, выписав рядом с вопросами плана трудные для детей слова.
Просмотров: 11870 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Собачка.

(По Б. Емельянов у.)
(Текст написан на доске.)

Собачка.

1. Морда у собачки мохнатая. Хвост закорючкой.
2. Я ее за хвост покрутил. А собака головой в разные стороны: здравствуйте и прощайте.
3. Эта собака игрушечная. У нее вместо шерсти пушистая материя. В хвост вложена проволока. Вот и все. (36 слов.)
Орфография: сочетания чк, чн.
Анализ. Если бы автор не сказал, что собака игрушечная, могли бы вы сами об этом догадаться? Почему можно догадаться, что это игрушка? Чем похожа эта собака на настоящую?
Названия пунктов плана на доске с нарушением последовательности: Здравствуйте и прощайте. Эта собака игрушечная. Мордочка и хвост.
Дети самостоятельно устанавливают последовательность заголовков и записывают их в тетрадь. Затем обсуждается соответствие пунктов плана частям рассказа.
При орфографической подготовке слова здравствуйте и прощайте можно составить из азбуки или написать на доске для прочтения по слогам и списывания при изложении.
Просмотров: 1718 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Чудо в родничке.

(По Н. Сладкову.)

Чудо в родничке.

Есть в горах горячий родничок. Над ним парок вьется.
А в родничке живут рыбки. Они похожи на карасей.
Это удивительно! В родничок палец окунуть страшно. А карасики весело плещутся.
Чем их ловить? На удочку или ложкой? (З6 слов.)
Орфография: сочетания чу, жи, щу; проверяемые гласные в корне.
Анализ: Почему в заглавии есть слово чудо? Из чего видно, что вода горячая? Как же рыбки живут в горячей воде? Почему Николай Иванович о ложке вспомнил? (Рыба в горячей воде напомнила уху.)
План: 1. Горячий родничок. 2. Живые рыбки. 3. Это удивительно! 4. Чем рыбок ловить?
Текст прочитать, объяснить знаки в конце предложений.
Слова для справок: вьется, карасей, плещутся.
Просмотров: 2120 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Одуванчики.

(По И. Соколову – Микитову.)

Одуванчики.

Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик.
Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.
Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.
Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (38 слов.)
Орфография: сочетания нч, чк, ча, ши.
Анализ: Из каких цветов, оплела Танюша венок? Почему венок назван золотым? С чем сравнивается цветок одуванчика? А когда одуванчик становится белым? Почему эти цветы зовут одуванчиками?
Заголовки на доске даны в нарушенной последовательности. Из них составляется план: 1. На что похож цветок одуванчика? 2. Почему цветок называется одуванчик? 3. С чем пришла Танюша домой? 4. Когда одуванчики закрывают свои цветочки?
Рядом с вопросами плана можно дать слова: солнышко, одуванчик, пришла, до утра.
Изложения с использованием картинного плана.
Эти работы укрепляют навык последовательного изложения текста. Картинки на доске расположены последовательно по содержанию. Сообразно их порядку учащиеся располагают части деформированного рассказа и затем пишут изложение. Цель этого упражнения — приучить учащихся глубже осознавать содержание рассказа и связь между его частями. Изложения с использованием картинного плана проводятся по усмотрению учителя.
Просмотров: 10196 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Воротник убежал.

(По А. Б о с т р о м.)

Воротник убежал.

1. Убегала лиса от собак. Выбилась она из сил. Упала лисица и притворилась мертвой.
2. Охотник отогнал собак. Повез он лису домой.
3. Привез охотник жене воротник на шубу. Положил мертвую лису во дворе.
4. А плутовка вскочила да и была такова, (38 слов.)
Рассказ по абзацам написан на доске в нарушенной последовательности. При закрытом тексте учащиеся разбирают содержание картинок и дают рассказ по серии картинок.
Текст открывается, дети читают отрывки и сообща решают, как надо их расположить. Картинкам можно дать названия — получится план.
Составленный рассказ анализируется: «Как понять слова была такова? Почему лиса названа плутовкой? Почему рассказ называется «Воротник убежал»?
Для, орфографической подготовки следует проговорить по слогам слова, выделенные в тексте на доске, и написать трудные слова возле соответствующих картинок (выбилась из сил, притворилась, отогнал, воротник, вскочила).
Просмотров: 2333 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Живая шляпа.

(По Н. Носову.)

Живая шляпа.

1. Котенок играл и свалил шляпу. Шляпа накрыла Ваську.
2. Увидали малыши, испугались. Живая шляпа по полу ползет!
3. Убежали дети в кухню. Вадик стал от дверей картошкой в шляпу стрелять.
4. Сбил Вадик шляпу. А котенок к ребятам бежит. Мяу! (37 слов.)
Орфография: правописание имени и клички; проверяемые безударные гласные.
Анализ составленного рассказа. Кого же испугались малыши? Как Васька оказался под шляпой? Почему же шляпа двигалась?
Перед письмом надо разобрать орфографию выделенных в тексте на доске слов и составить их из разрезной азбуки.
Просмотров: 11136 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Галчонок.

(По Н. Артюховой.)

Галчонок.

1. Упал галчонок из гнезда и сломал лапку. А кошка тут как тут.
2. Октябрята прогнали кошку. Они спасли птенца.
3. Девочки принесли галчонка в «Живой уголок». Боря забинтовал ему лапку.
4. Скоро галчонок поправился. Юннаты выпустили птицу на волю. (36 слов.)
Орфография: проверяемые гласные и согласные в корне слова. Текст на доске написан с нарушением последовательности по абзацам и открывается одновременно с картинками. Дети самостоятельно обдумывают
возможные надписи к картинкам (из слов текста). После их обсуждения и чтения текста в нужной последовательности проводится анализ: «Кто же «пас и вылечил галчонка? Когда юннаты выпустили птицу на волю? Зачем юннаты устраивают в школе «Живой уголок»?
Перед письмом изложения дети перечитывают текст и разбирают выделенные слова.
Просмотров: 3251 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Заяц и белка.

(Сказка. По Э. Ш и м у.)

Заяц и белка.

Т. Позвал Зайчонок Белку играть в догонялки.
2. Крикнул Зайчонок: «Раз, два, три!» Белка шмыг на дерево.
3. Скачет Белочка по елкам. Ведь белки на деревьях живут. Куда же ей удирать?
4. Запечалился Зайчонок. Надо другого товарища искать. (34 слова.)
Орфография: знаки в конце предложения; сочетания на, ща.
Рассказ написан на доске с нарушением последовательности абзацев. Четыре картинки, иллюстрирующие содержание, вывешиваются в порядке, соответствующем рассказу Э. Шима.
Учащиеся читают предложения про себя и обдумывают вопрос учителя! «Правильно, ли расположены на доске части рассказа?» При этом они сравнивают текст с картинным планом.
В процессе обсуждения их ответов под руководством учителя составляется из абзацев рассказ по картинному плану.
Анализ составленного рассказа. 1. О чем договорились Зайчонок и Белка? 2. Почему игра не получилась? 3. Что надо делать Зайчонку?
Дети выразительно перечитывают и пересказывают текст (обратив внимание на вопросительное и восклицательное предложения), прежде чем писать. Детям следует объяснить, что Заяц и Белка в сказках и баснях — имена действующих лиц, поэтому пишутся с заглавной буквы.
Просмотров: 5550 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Митина шляпа.

(По Щ. Быковой.)

Митина шляпа.

1. Весной Митя забыл в лесу свою шляпу.
2. Через месяц Митя пошел за ландышами. На суку он увидел шляпу,
3. Над ней летали птички. А в шляпе пищали птенчики.
4. Мальчик не тронул гнездо. Он покрошил на траву хлеб и тихо отошел. (38 слов.)
Орфография: собственное имя; предлоги; сочетание як; проверяемые безударные гласные в корне.
Анализ составленного рассказа. В чем же птички устроили гнездо? В какое время года это было? Из чего вы заключили, что это было весной, в мае? (Цвели ландыши.) Зачем Митя раскрошил хлеб?
Возможные надписи под картинками: 1. Где Митя забыл шляпу? 2. Нашлась! 3. Гнездо в шляпе. 4. Как поступил Митя?
Просмотров: 3438 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Крылатый будильник.

(По В. Чаплиной.)

Крылатый будильник.

1. Сделал Сережа кормушку за окном. Ровно в 8 часов утра он сыпал корм.
2. В этот час привыкла прилетать синичка.
3. Однажды в доме испортился будильник. Сережа проспал.
4. Ровно в 8 часов синичка постучала в окно. Сережа проснулся. (36 слов.)
Орфография: собственное имя, предлоги, сочетания чк, ча.
Анализ составленного рассказа. Кто же разбудил Сережу? Почему синичка постучала в окно? Почему рассказ назван «Крылатый будильник»? Почему синичка разбудила Сережу ровно в 8 часов? (Обращается внимание на повторение -этих слов: в первом и четвертом абзацах.) Почему же синичка стала такой точной? (Сережа сам был точен.)
Выделенные в тексте слова разобрать перед письмом. Можно выписать их для справок на доске.
Просмотров: 7519 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее