Изложения в начальных классах » 1 класс Сделать стартовой | Добавить в избранное  

Галка и кувшин.

(По Л. Толстому.)

Галка и кувшин.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой.
Вода в кувшине была только на дне. Галке нельзя было достать.
Галка стала кидать в. кувшин камешки. Столько набросал что вода стала выше.
Напилась галка. (32 слова.)
Орфография: сочетание ши, ь для смягчения согласной.
Анализ. Почему галку можно назвать догадливой? Почему она сразу не напилась? Зачем она стала кидать камешки? Почему сказано камешки, а не камни?
План:
1. Что узнали о галке?
2. Что узнали о кувшине?
3. Что стала делать галка?
4. Чем кончился рассказ?
Ответив устно на каждый вопрос плана, учащиеся сейчас же сопоставляют ответ с текстом, написанным на доске. Перед письмом проговаривают слогам слова: нельзя, кидать, камешки, столько.
Просмотров: 4726 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Кошка и котята.

(По А. Бостром.)

Кошка и котята.

1. У кошки шесть котят. Они живут на печке.
2. Слепые котята пищат, плачут, ищут мать. Мать кормит их своим молоком.
3. Скоро глаза у котят откроются. Котята подрастут. Мать" научит их ловить мышей.
4. Они сами будут находить себе пищу. (37 слов.)
Орфография: гласные после шипящих.
Анализ. Какими были сначала котята? Почему, они не могли жить без матери? Как ведут себя слепые котята? Когда мать начнет их обучать охоте на мышей? Что смогут делать большие котята?
План:
1. Что надо вначале сказать о котятах?
2. Как ведут себя слепые котята?
3. Чему научит котят мать?
4. Как будут жить котята без матери?
При пересказе по вопросам обращается внимание учащихся на то, что содержание первого, второго и третьего вопросов плана лучше передавать двумя предложениями. Например, нельзя на третий вопрос отвечать только: «Мать научит их ловить мышей», так как слепых котят ничему не научишь. Следовательно, надо раньше сказать, что глаза у котят откроются, что котята подрастут.
Перед письмом изложения учащиеся сами могут выделить в тексте слова с сочетаниями жи - ши, ща, чу – щу. Закрыв текст, надо дать на доске слова: откроются, подрастут.
Просмотров: 11741 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Как в сказке.

(По заметке в газете «Правда».)

Как в сказке.

(Текст читает учитель.)
Был сильный мороз. Колхозницы пошли к озеру за водой. На льду сидела лисица. Тявкает бедняжка, а убежать не может.
Рыжая охотница еще вечером села у проруби.
Она долго поджидала добычу. Хвост и примерз ко льду. (35 слов.)
Орфография: слова из «Словарика» (мороз); сочетания жи, чу; проверяемые безударные гласные в корне (сидела, лисица, убежать).
Анализ. Почему рассказ назван «Как в сказке»? В какой сказке говорится о похожем случае? Чем отличается от сказки это сообщение? (Это быль, такой случай был в Якутии. Он был описан в газете «Правда» за 1968 год. Заметка озаглавлена именно так.) Почему лиса примерзла ко льду? Кто ее утром увидел?
План изложения:
1. Какой был мороз?
2. Когда лиса села у проруби?
3 Что с ней случилось?
4. Что было утром?
После редактирования возможных ответов на вопросы плана проводится полный пересказ для которого можно использовать две картинки: 1) «Лиса ночью у проруби», 2) «Утром люди видят лису на льду ».
Следует обратить внимание учащихся на употребление различных названий: лисица, охотница, бедняжка, она.
Просмотров: 2248 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Птичка.

(По Л. Толстому.)

Птичка.

Поймал Сережа чижа и посадил в клетку. Однажды мальчик
забыл закрыть дверцу.
Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился о
стекло.
Поднял Сережа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер.
С тех пор Сережа перестал ловить птиц. (38 слов.)
Орфография: раздельное написание предлогов; сочетания жи, чк собственное имя и др.
Анализ. Почему Сережа никогда больше не ловил птичек? Почему ему было тяжело смотреть на страдания и смерть птички? В чем был виноват Сережа?
План:
1. Кто жил у Сережи в клетке?
2. Что забыл сделать Сережа?
3. Как разбился чижик?
4. Что стало с птичкой?
При подготовке к изложению необходимо провести пересказ по вопросам и отредактировать ответ на каждый вопрос. После этого возможен полный пересказ.
Слова для справок: поймал и посадил; полетел и ударился; с тех пор.
Просмотров: 7283 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Юная героиня.

(Из «Пионерской зорьки» от 23 марта 1971 года.)

Юная героиня.

В городе Рославле был пожар. Пионерка Наташа Зайцева первая бросилась в горящий дом.
Девочка спасла троих детей. Сама Наташа погибла.
Свято чтут пионеры память юной героини. Именем Наташи названа улица в городе. (32 слова.)
Орфография: собственные имена; слова из «Словарика» (город, пионер, девочка).
Анализ.
1. Почему Наташа названа героиней?
2. Как вы понимаете выражение, свято чтут память?
3. Зачем назвали улицу именем юной героини?
4. Повторим имя и фамилию юной героини.
План: 1. В каком городе был пожар? 2. Что сделала Наташа Зайцева? 3. Как пионеры чтут память героини?
Опорные слова: Рославле, в горящий дом, именем Наташи. При пересказе по частям плана следует дать в деформированном виде на доске (или на раздаточных карточках) второе предложение рассказа. Составленное из слов предложение перечитывается с целью предупреждения ошибок.
Просмотров: 2327 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Кенгуренок.

(Из журнала «Юный натуралист».)

Кенгуренок.

В зоопарке жил кенгуренок. Там вспыхнула заразная болезнь. Школьники взяли малыша в «Живой уголок». Любовно ухаживали пионеры за гостем.
Кенгуренок подрос. Надо было вернуть зверька в зоопарк
Ребята печально прощались с пушистым другом. (33 слова.)
Орфография: сочетания жи - ши, ча - ща; буквы для смягчения согласных.
Анализ. Почему пионеры взяли кенгуренка из зоопарка? Почему про заразную болезнь сказано «вспыхнула»? Кто уберег малыша от болезни? Почему школьники печально прощались с пушистым другом?
После чтения вслух рассказа учитель спрашивает учащихся, все ли они поняли в рассказе, отвечает на их вопросы.
Затем открывает вопросы на доске и предлагает: «Послушайте рассказ еще раз и приготовьтесь к ответам на эти вопросы». (Вопросы читают вслух.)
Вопросы на доске: 1. Кто назван пушистый другом? 2. Выберите из рассказа все названия кенгуренка.
План: 1. Как кенгуренок попал в «Живой уголок»? 2. Как школьники ухаживали за гостем? 3. Как ребята прощались с пушистым другом?
Опорные слова: в зоопарке, заразная болезнь, любовно.
Просмотров: 2066 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Аисты.

(Рассказ школьника.)

Аисты.

Всю зиму стояли на лугу копны сена. Весной конюх приехал за сеном. На одной копне он увидел гнездо аистов.
Конюх отвел подводу к другой копне.
Летом пионеры часто кормили молодых птиц.
Осенью аисты улетели. Тогда конюх увез сено на ферму, (39 слов.)
Анализ. Почему конюх не тронул копну весной? В чем еще летом проявилась забота людей об аистах? Сколько времен года здесь упомянуто? Какие?
Первый вариант плана:
1. Весной.
2. Летом.
3. Осенью.
Второй вариант плана:
1. Зачем приехал конюх весной?
2. Что он увидел на копне?
3. Забота людей об аистах.
4. Когда конюх увез сено?
Просмотров: 2674 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Каждую крошку в ладошку — и в рот.

(Текст написан на доске.)

Каждую крошку в ладошку — и в рот.

Это предложение Сережа писал на уроке. Он объяснил, что хлеб надо беречь.
На перемене ребята пошли в буфет. На завтрак были котлеты и молоко.
Сережа был сыт. Он бросил хлеб на пол. Товарищи молча посмотрели на Сережу. Мальчику стало стыдно. (40 слов.)
Орфография: слова из «Словарика» ребята, молоко, товарищи.
Анализ. Какая поговорка вместо заглавия? Объясните поговорку. Почему нельзя бросать хлеб? Знал ли об этом Сережа? Как это показано в рассказе? На сколько частей разделен текст на доске? Какой вопрос можно поставить к каждой части?
Примерный план: 1. Что Сережа узнал на уроке? 2. В буфете. 3. Почему Серёжа бросил хлеб? 4. Почему мальчику стало стыдно? При пересказе по плану напомнить, что каждый пункт плана излагается двумя предложениями.
Просмотров: 2653 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Слониха заболела.

(По Н. Дуровой.)

Слониха заболела.

В цирке жила маленькая слониха по кличке Лили.
Простудилась Лили. У нее ангина. Лечили слониху чаем с малиной. Делали уколы. Дуров кутал больную попонами.
Наташа Дурова дружила с Лили. Скоро слониха поправилась. Наташа рада, что подружка здорова. (37 слов.)
Орфография: имена и клички животных; безударные гласные в корнях слов; сочетания жи, ча.
Перед чтением текста учитель проводит беседу о Дуровых и их животных.
Анализ. Кто назван подружкой Наташи? Какая кличка была у маленькой слонихи? Кто был друзьями этих животных? Из чего видно, что артист Дуров умел обращаться с животными? Как он заботился о Лили?
План: 1. Какая слониха жила в цирке? 2. Что случилось с Лили? 3, Как лечили больную? 4. Чему рада Наташа?
Слова для справок: ангина, попонами, поправилась.
Просмотров: 2908 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Изложения на основе коллективного озаглавливания частей рассказа.

Цель этой работы в том, чтобы повысить сознательность учащихся при соблюдении последовательности в передаче текста. Одновременно укрепляется приобретаемый на уроках чтения навык формулировать вопрос в соответствии с содержанием отрывка.

Улица Светланы.

(По И.Дику.)
(Текст написан на доске.)

Улица Светланы.

Отец Светланы строил новый город. Дочка жила с ним в тайге.
Светлана одна гуляла между домами. Других детей в поселке не было.
Светлана была веселая и добрая. Строители полюбили девочку.
Первую улицу они назвали улицей Светланы. (36 слов.)
Орфография: сочетания чк, жи; собственное имя.
Анализ. Почему улицу в новом городе назвали улицей Светланы? За что строители полюбили девочку? Где отец Светланы строил новый город? На сколько частей разделен текст на доске? (Сколько же частей будет в нашем плане?) Подумайте, какой вопрос лучше поставить к каждой части.
Примерные заголовки: 1. Почему Светлана жила в тайге? 2, Почему девочка одна гуляла между домами? 3. За что строители полюбили девочку? 4. Как назвали первую улицу?
При пересказе по вопросам отметить, что на вопросы 1, 2, 3 надо отвечать двумя предложениями, без слов потому что.
Просмотров: 1770 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее