Изложения в начальных классах » 1 класс Сделать стартовой | Добавить в избранное  

Четыре цвета.

(По В. Г о л я в к и н у.)

Четыре цвета.

1. Первоклассник Алик нарисовал голубую собаку, зеленую лошадку, желтую ворону и красного зайца.
2. Папа удивился. (Разве бывают голубые собаки, зеленые лошадки, желтые вороны и красные зайцы?) Но у Алика было только четыре карандаша.
3. Он подумал и нарисовал красный мак, желтую грушу, зеленый огурец и голубую тетрадь. (34 слова для записи, так как предложение, взятое в скобки, не излагается при записи.)
Орфография: пять слов из «Словарика».
На доске два ряда рисунков, соответственно содержанию первой части и третьей части. Текст для анализа читается полностью.
Анализ. Почему папа удивился? Что сделал Алик неправильно? Почему он неправильно раскрасил? Можно ли рисовать правильно и четырьмя карандашами?
Вопросы для пересказа:
1. Что нарисовал первоклассник Алик.
2. Что сказано про папу?
3. Сколько карандашей было у мальчика?
4. Что он нарисовал, когда подумал?
При пересказе ученик передвигает указку от одной картинки к другой, заканчивая, таким образом, предложения с перечислением. Далее работа идеи так же, как по рассказу «Мишины друзья». При редактировании ответа на третий вопрос учитель подсказывает его начало: «Но у Алика...»
Просмотров: 1751 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Сурка.

(По С. Аксакову.)

Сурка

1. Нашли в саду крошечного щенка.
2. Мне стало жаль щеночка. Я закутал его шарфом.
3. Принесли молоко. Мама толкнула малыша мордочкой в блюдечко. Он начал лакать молочко.
4. Назвали щенка Суркой. Он очень полюбил меня и мою мать. (35 слов.)
Орфография: сочетания чк, чн; слова из «Словарика».
Анализ. Почему щенок привязался к мальчику и его матери? В чем проявилась их забота о нем? Как можно было бы по-иному назвать найденного щенка?
Вопросы для пересказа и для записи по частям:
1. Кого нашли в саду?
2. Как поступил мальчик?
3. Как первый раз кормили малыша?
4. Что еще узнали про щенка?
При пересказе и записи ответов на вопросы заменить местоимение я, словом мальчик.
Просмотров: 5052 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Ну и заяц!

(Из газеты «Орловская правда».)

Ну и заяц!

1. Убегал заяц от собаки и прыгнул в воду.
2. Собака за ним поплыла.
3. Вдруг заяц круто повернулся и прыгнул на спину собаки. Собака с пассажиром поплыла к берегу.
4. Вот до суши осталось пять метров. Заяц спрыгнул на берег и был таков. (40 слов.)
Орфография: заяц, собака; сочетания жи, ши.
Анализ. Как понять был таков? Почему собака не успела схватить добычу в воде? Как же заяц добрался до берега? (Запомни слово пассажир.)
Вопросы для пересказа и записи по частям:
1. Как заяц хотел спастись от собаки?
2. Что сделала собака?
3. Как поступил заяц в воде?
4. Как заяц спасся?
Просмотров: 6749 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
ИЗЛОЖЕНИЯ.

Изложения по вопросам, подсказывающим слова для ответов.
Основная цель этих упражнений — научить правильно строить предложения для ясной и точной передачи содержания текста. Кроме того, изложения этого типа обучают первоклассников пользоваться готовым планом для составления простого рассказа.

Ежик.

(По М. Быково и.)

ИЗЛОЖЕНИЯ

Дедушка подарил детям ежика. Летом он жил в сенях. Зимой еж уснул в норе. Придет ежик весной голодный. Берегитесь, мыши! (19 слов.)
Анализ. Почему рассказ кончается словами «Берегитесь, мыши!»? Как надо произнести это предложение, чтобы видно было, что мышам придется плохо? Какое предложение в этом рассказе нам объясняет, почему теперь еж будет ловить много мышей? Почему еж очень голоден?
Вопросы для составления предложений и изложения.
1. Кого дедушка подарил детям? ежика
2. Где еж жил летом? в сенях
3. Где он уснул зимой? в норе
4. Какой придет ежик весной? голодный
Изложение пишут только после редактирования ответа на каждый вопрос и после связного пересказа. Последнее предложение рассказа дети списывают с доски.
Просмотров: 8223 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Галка.

(Текст написан на доске.)

Положила мама кольцо на стол. В окно заглянула галка. Вдруг прыг на стол! Юра закричал. Галка улетела. А кольцо пропало! (20 слов.)
Анализ. Где лежало кольцо? Куда оно девалось? Почему вы думаете, что кольцо унесла галка? Как в рассказе сказано о краже кольца? («Вдруг прыг на стол!»)
Составление этого предложения из разрезной азбуки: три слова начинаются со стечения согласных.
Вопросы плана и слова для составления ответов:
1. Куда положила мама кольцо? на стол
2. Кто заглянул в окно? галка
3. Как сказано о краже кольца? Учащиеся спишут ответ с наборного полотна.
4. Кто закричал? Юра
5. Что сделала галка? улетела
6. Где кольцо? пропало
Просмотров: 3614 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Слон.

(По Г. Б а у э р у.) (Текст написан на доске с выделением трудных слов.)

Слон.

Шофер привез в зоопарк сено. Машина попала в канаву. Послали на помощь слона. Он лбом вытолкнул машину из канавы. (19 слов.)
Анализ. Что случилось с Машиной? Где это было? Для кого шофер вез сено? Почему слон смог вытолкнуть машину? (Слон очень силен.)
Из разрезной азбуки можно составить предложение Слон вытолкнул машину.
Вопросы плана:
1. Куда шофер привез сено?
2. Куда попала машина?
3. Кого послали на помощь?
4. Чем слон вытолкнул машину?
Слова для составления ответов: в зоопарк, в канаву, слона. Последнее предложение можно полностью списать с наборного полотна.
Просмотров: 3584 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Катина рыбка.

(По Н. Максимовичу.)

Катина рыбка.

Дедушка подарил Кате аквариум. Живет там розовая рыбка с пышным хвостом. Катя бросила в воду червячка и постучала по стеклу. Рыбка подплыла и схватила корм. (25 слов.)
Анализ. Кто из вас видел аквариум? Какие рыбки живут в аквариуме? Какая рыбка жила в Катином аквариуме? Как Катя ее кормила?
Вопросы для изложения:
1. Кто подарил Кате аквариум?
2. Какая рыбка там живет?
3. Кого бросила Катя в воду? Что сделала рыбка?
Слова для построения предложений: дедушка, с пышными хвостом, червячка, подплыла и схватила. Слово аквариум можно составить из разрезной азбуки.
Просмотров: 4478 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Цыплята.

(По Г. Е з е р с к о й.)
(Текст написан на доске с выделением трудных слов.)

Цыплята

У Марины десять цыплят. Они растут без матери. Хозяйка сделала им большую клетку. В клетке висит старая меховая шапка. Цыплята греются под мехом, как под квочкою. (25 слов.)
Анализ. Как вы думаете, почему маленьких цыплят поместили в клетку? Почему пришлось повесить в клетке меховую шапку? Как названа в рае-сказе наседка? (Квочка.)
Вопросы и слова для вставки в ответ:
1. У кого десять цыплят? у Марины
2. Что сделала им хозяйка? большую клетку
3. Где висит старая шапка? в клетке
4. Под чем греются цыплята? под мехом, как под квочкой
Для предупреждения ошибок можно составить из разрезной азбуки слова: сделала, греются.
Просмотров: 2723 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Купают медвежонка.

(По М. Е ф е т о в у.)

Купают медвежонка.

Жил у нас медвежонок. Он очень любил воду. Мы его часто купали. Мишка долго плескался в тазу. Попало ему мыло в глаза. Малыш заплакал. Вытерли Мишку. Опять он веселый (29 слов.)
Анализ. Любили ли эти люди своего медвежонка? Откуда видно, что любили? (Они ласково называли его малышом, ухаживали за ним, изучили его повадки.) Что любил Мишка? Отчего же малыш заплакал?
Вопросы плана:
1. Что любил медвежонок?
2. Что мы часто делали?
3. Отчего малыш заплакал?
4. Кого вытерли? 5. Какой он опять?
Слова для конструирования ответов: воду, в тазу, от мыла, Мишку, веселый.
Просмотров: 5976 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Изложения по вопросам с более свободной передачей текста.

Эти упражнения уже являются собственно изложениями. Передавая содержание текста, учащиеся проявляют самостоятельность в конструировании предложений и в выборе слов.
Одна из основных целей работы — показать учащимся возможность различных способов выражения мыслей. При этом работа каждого учащегося показывает уровень развития его речи.

Лось.

(По Г. С к р е б и ц к о м у.)

Изложения по вопросам с более свободной передачей текста.

(Текст написан на доске с выделением трудных слов.)
1. В наших лесах живут лоси. Лось очень красив.
2. В пищу лосю идут ветки и трава. Ему нужна и соль.
3. Учитель дал совет носить в лес соль.
4. Мальчики кладут соль на камень.
5. Лоси часто приходят лизать соль. (35 слов.)
Орфография: буква 6 для смягчения согласной.
Анализ. Для кого ребята кладут соль на камень? Посмотрим картинку. Каков лось? (Вопросы к картинке учитель ставит согласно ее содержанию) , Чем лось питается? Как об этом сказано в рассказе? (Сопоставить выражения: лось питается — идёт лосю в пищу.) От кого ребята узнали, что лосям нужна соль? Зачем лоси приходят к камню?
План:
1. Где живут лоси?
2. Что идет в пищу лосю?
3. Какой совет дал учитель?
4. Куда мальчики кладут соль?
5. Зачем лоси часто приходят?
При составлении ответов на вопросы плана учащиеся обращают внимание на то, что в первой и во второй части, рассказа по два предложения, из которых можно составить ответы на первый и второй вопросы плана. Ответы эти могут быть различны по форме.
Обсуждая ответ на второй вопрос, отмечаем возможность использовать синонимические выражения: лось питается или в пищу лосю идет, но второе выражение легче написать.
Просмотров: 5275 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее