Письменные ответы на вопросы, охватывающие не все содержание разобранного текста.
Для этих упражнений даются тексты большего объема, чем для полных изложений. Вопросы составлены таким образом, что общее число слов в ответах по тексту не будет превышать возможностей учащихся.
Эти упражнения повышают сознательность детей при проведении анализа полного текста. Выбор из рассказа материала, соответствующего содержанию вопроса, дисциплинирует мышление учащихся. Коллективная работа по составлению ответа укрепляет. у учащихся навыки построения простого предложения, так как часто при этом приходится отвечать на вопрос предложениями, которых нет в тексте. Такие предложения легко составляются под руководством учителя, потому что их содержание определяется вопросом плана.
Когда не скучают.
(По С. Б а р у з д и н у.)
(Заглавие написано на доске.)
Играли ребята в детском саду. Потом все ушли гулять.
Светлана осталась одна. У нее кашель.
Сначала Светлана скучала. Потом взялась за работу.
Убрала Света игрушки и книги. Уложила кукол спать. И цветы полила девочка.
Вернулись ребята. Спасибо сказали подруге. (36 слов, в ответах— 25—30 слов.)
Анализ. Как назван рассказ? Когда же не бывает человеку скучно? Что сделала Света в комнате? Кому это было приятно? (Ребятам.) Почему?
Вопросы: 1. Почему Света скучала? 2. Какую работу девочка сделала? Что сказали ребята? (Последнее предложение можно списать с доски.)
При обсуждении ответов обращаем внимание на использование разных слов: Света, девочка, подруга.