Коллективная запись рассказа по частям.
Эти упражнения представляют собой коллективное изложение рассказа. Ответ на каждый вопрос плана записывается на доске и в тетрадях непосредственно после его редактирования под руководством учителя.
Мишины друзья.
(По В. О с е е в о й.)

1. Дружно живут октябрята в Мишином классе. 2. Мальчики и девочки помогают друг другу. 3. Сломал Миша ногу. Лежит он в больнице. 4. Но Миша не скучает. Друзья часто навещают его. (26 слов.)
Орфография: сочетания жи, ши, ча; слова из «Словарика».
Анализ. Почему Мишины друзья не забывают о нем? Какое слово употреблено в последнем предложении вместо слова приходят? Как можно назвать октябрят Мишиного класса? (Дружные ребята.)
Вопросы для пересказа:
1. Как живут октябрята в Мишином классе?
2. Как сказано об этой дружбе во втором предложении?
3. Что случилось с Мишей?
4. Как проявилась в это время дружба октябрят?
После вторичного слушания текста учащиеся выделяют в нем слова со знакомыми орфограммами. По усмотрению учителя, орфографический разбор можно провести и по тексту, написанному на доске после коллективной работы.
Учитель снова ставит перед учащимися первый вопрос (для пересказа). Ответ редактируется, и полученные предложения, (одно или два) сразу записываются на доске. Так ведется работа, пока будет записано содержание всех четырех вопросов.