Хитрая рыба.
(По Э.Шиму.)

Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба.
Предложения написаны на доске в нарушенной последовательности. В беседе выясняется, что можно нарисовать всего три картинки; к объяснению, почему рыба сначала не клевала, картинки нельзя нарисовать.
После чтения рассказа в нужной последовательности проводится анализ содержания: «Где же сидел дедушка? Почему у него шел лов? Почему у мальчика сначала рыба не клевала? Почему писатель назвал свой рассказ «Хитрая рыба»?»
Пересказ рассказа по вопросам, написанным на доске:
1. Как сначала шла ловля у мальчика?
2. Как шла ловля у деда?
3. пересел мальчик?
4. Почему сначала у мальчика рыба не клевала?
Замена лица рассказчика при пересказе не вызовет затруднений, так к вопросы, написанные на доске, подсказывают употребление слова мальчик взамен местоимения, а форма глагола (мужской род прошедшего времен не меняется при пересказе.