Изложения в начальных классах » 1 класс Сделать стартовой | Добавить в избранное  

1 КЛАСС

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ

Программа по русскому языку для I класса предусматривает обучение детей излагать письменно под руководством учителя небольшой текст (30—40 слов) по вопросам или по данному учителем плану.
Перед учителем стоит задача научить первоклассников пользоваться готовым планом при изложении. Учащиеся должны правильно читать вопросы на доске и понимать их содержание; отвечать точно на вопрос плана; при пересказе и письменном' изложении располагать свои ответы последовательно, в соответствии с порядком вопросов в плане. В работе над изложением формируется у детей навык строить простое предложение. Учащиеся усваивают правильный порядок слов в предложении, учатся ставить в конце предложения точку и отграничивать его по смыслу от других предложений. Для укрепления навыков письменной речи необходимо обучать детей пользоваться в изложении теми словами, которые они понимают и умеют правильно написать. С целью осуществления этих задач в «Сборнике...» даны материалы для подготовительных упражнений и тексты для изложений с готовыми планами.
Для каждого текста даются конкретные рекомендации методического характера, которые учитель может использовать при составлении своего плана урока. Они касаются особенностей в работе над планом изложения или над пересказом по плану. В отдельных случаях, когда нужна короткая подготовка детей к восприятию текста, мы также напоминаем об этом учителю.
Но прежде следует дать несколько рекомендаций общего характера, которыми может воспользоваться учитель, строя свою систему работы над изложением.
Просмотров: 22514 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
ТЕКСТЫ.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Работы с деформированным текстом.

Эти упражнения имеют две обучающие цели. Во-первых, дети должны получить понятие о необходимости последовательности при передаче содержания и приучаться к соблюдению этой последовательности. Во-вторых, упражнения рассчитаны на образование у детей навыка строить предложения таким образом, чтобы каждое предложение выражало мысль ясно и просто.
Лиса.

(По П. О. Афанасьеву и др. «Сборник статей для изложений в начальной школе».)
ТЕКСТЫ.

Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу!
Рассказ записан на доске, но порядок предложений нарушен. Учитель читает рассказ. Текст на доске закрыт.
Анализ. Куда попала лиса? Как в рассказе сказано о том, что попала в капкан? Почему лиса приблизилась к капкану? Где это было? В кой части рассказа сказано, что дело было в лесу? (С этого надо начать рассказ, который мы сейчас составим.) Послушайте рассказ еще раз. Сколько в нем предложений? Как вы узнали, что четыре предложения? Можно ли переставить их? Почему нельзя переставить?
Вывод. В рассказе всегда есть порядок. Его нельзя нарушать.
Составление рассказа. Учитель открывает предложения на доске. По вопросам учителя учащиеся устанавливают, каков должен быть порядок в их расположении, чтобы получился рассказ, Учитель пишет их в нужной последовательности, и дети читают полученный рассказ.
Возможно использование карточек: учащийся получает четыре карточки на каждой из которых написано одно предложение. Составление рассказа проходит под руководством учителя.
Просмотров: 10508 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Птичка.

(По Л. Толстому.)

Птичка.

Поймал Сережа чижа и посадил в клетку. Однажды мальчик
забыл закрыть дверцу.
Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился о
стекло.
Поднял Сережа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер.
С тех пор Сережа перестал ловить птиц. (38 слов.)
Орфография: раздельное написание предлогов; сочетания жи, чк собственное имя и др.
Анализ. Почему Сережа никогда больше не ловил птичек? Почему ему было тяжело смотреть на страдания и смерть птички? В чем был виноват Сережа?
План:
1. Кто жил у Сережи в клетке?
2. Что забыл сделать Сережа?
3. Как разбился чижик?
4. Что стало с птичкой?
При подготовке к изложению необходимо провести пересказ по вопросам и отредактировать ответ на каждый вопрос. После этого возможен полный пересказ.
Слова для справок: поймал и посадил; полетел и ударился; с тех пор.
Просмотров: 10812 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Как в сказке.

(По заметке в газете «Правда».)

Как в сказке.

(Текст читает учитель.)
Был сильный мороз. Колхозницы пошли к озеру за водой. На льду сидела лисица. Тявкает бедняжка, а убежать не может.
Рыжая охотница еще вечером села у проруби.
Она долго поджидала добычу. Хвост и примерз ко льду. (35 слов.)
Орфография: слова из «Словарика» (мороз); сочетания жи, чу; проверяемые безударные гласные в корне (сидела, лисица, убежать).
Анализ. Почему рассказ назван «Как в сказке»? В какой сказке говорится о похожем случае? Чем отличается от сказки это сообщение? (Это быль, такой случай был в Якутии. Он был описан в газете «Правда» за 1968 год. Заметка озаглавлена именно так.) Почему лиса примерзла ко льду? Кто ее утром увидел?
План изложения:
1. Какой был мороз?
2. Когда лиса села у проруби?
3 Что с ней случилось?
4. Что было утром?
После редактирования возможных ответов на вопросы плана проводится полный пересказ для которого можно использовать две картинки: 1) «Лиса ночью у проруби», 2) «Утром люди видят лису на льду ».
Следует обратить внимание учащихся на употребление различных названий: лисица, охотница, бедняжка, она.
Просмотров: 3056 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Кошка и котята.

(По А. Бостром.)

Кошка и котята.

1. У кошки шесть котят. Они живут на печке.
2. Слепые котята пищат, плачут, ищут мать. Мать кормит их своим молоком.
3. Скоро глаза у котят откроются. Котята подрастут. Мать" научит их ловить мышей.
4. Они сами будут находить себе пищу. (37 слов.)
Орфография: гласные после шипящих.
Анализ. Какими были сначала котята? Почему, они не могли жить без матери? Как ведут себя слепые котята? Когда мать начнет их обучать охоте на мышей? Что смогут делать большие котята?
План:
1. Что надо вначале сказать о котятах?
2. Как ведут себя слепые котята?
3. Чему научит котят мать?
4. Как будут жить котята без матери?
При пересказе по вопросам обращается внимание учащихся на то, что содержание первого, второго и третьего вопросов плана лучше передавать двумя предложениями. Например, нельзя на третий вопрос отвечать только: «Мать научит их ловить мышей», так как слепых котят ничему не научишь. Следовательно, надо раньше сказать, что глаза у котят откроются, что котята подрастут.
Перед письмом изложения учащиеся сами могут выделить в тексте слова с сочетаниями жи - ши, ща, чу – щу. Закрыв текст, надо дать на доске слова: откроются, подрастут.
Просмотров: 14731 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Галка и кувшин.

(По Л. Толстому.)

Галка и кувшин.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой.
Вода в кувшине была только на дне. Галке нельзя было достать.
Галка стала кидать в. кувшин камешки. Столько набросал что вода стала выше.
Напилась галка. (32 слова.)
Орфография: сочетание ши, ь для смягчения согласной.
Анализ. Почему галку можно назвать догадливой? Почему она сразу не напилась? Зачем она стала кидать камешки? Почему сказано камешки, а не камни?
План:
1. Что узнали о галке?
2. Что узнали о кувшине?
3. Что стала делать галка?
4. Чем кончился рассказ?
Ответив устно на каждый вопрос плана, учащиеся сейчас же сопоставляют ответ с текстом, написанным на доске. Перед письмом проговаривают слогам слова: нельзя, кидать, камешки, столько.
Просмотров: 9782 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Изложения по вопросам с более свободной передачей текста.

Эти упражнения уже являются собственно изложениями. Передавая содержание текста, учащиеся проявляют самостоятельность в конструировании предложений и в выборе слов.
Одна из основных целей работы — показать учащимся возможность различных способов выражения мыслей. При этом работа каждого учащегося показывает уровень развития его речи.

Лось.

(По Г. С к р е б и ц к о м у.)

Изложения по вопросам с более свободной передачей текста.

(Текст написан на доске с выделением трудных слов.)
1. В наших лесах живут лоси. Лось очень красив.
2. В пищу лосю идут ветки и трава. Ему нужна и соль.
3. Учитель дал совет носить в лес соль.
4. Мальчики кладут соль на камень.
5. Лоси часто приходят лизать соль. (35 слов.)
Орфография: буква 6 для смягчения согласной.
Анализ. Для кого ребята кладут соль на камень? Посмотрим картинку. Каков лось? (Вопросы к картинке учитель ставит согласно ее содержанию) , Чем лось питается? Как об этом сказано в рассказе? (Сопоставить выражения: лось питается — идёт лосю в пищу.) От кого ребята узнали, что лосям нужна соль? Зачем лоси приходят к камню?
План:
1. Где живут лоси?
2. Что идет в пищу лосю?
3. Какой совет дал учитель?
4. Куда мальчики кладут соль?
5. Зачем лоси часто приходят?
При составлении ответов на вопросы плана учащиеся обращают внимание на то, что в первой и во второй части, рассказа по два предложения, из которых можно составить ответы на первый и второй вопросы плана. Ответы эти могут быть различны по форме.
Обсуждая ответ на второй вопрос, отмечаем возможность использовать синонимические выражения: лось питается или в пищу лосю идет, но второе выражение легче написать.
Просмотров: 7867 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Купают медвежонка.

(По М. Е ф е т о в у.)

Купают медвежонка.

Жил у нас медвежонок. Он очень любил воду. Мы его часто купали. Мишка долго плескался в тазу. Попало ему мыло в глаза. Малыш заплакал. Вытерли Мишку. Опять он веселый (29 слов.)
Анализ. Любили ли эти люди своего медвежонка? Откуда видно, что любили? (Они ласково называли его малышом, ухаживали за ним, изучили его повадки.) Что любил Мишка? Отчего же малыш заплакал?
Вопросы плана:
1. Что любил медвежонок?
2. Что мы часто делали?
3. Отчего малыш заплакал?
4. Кого вытерли? 5. Какой он опять?
Слова для конструирования ответов: воду, в тазу, от мыла, Мишку, веселый.
Просмотров: 9892 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Цыплята.

(По Г. Е з е р с к о й.)
(Текст написан на доске с выделением трудных слов.)

Цыплята

У Марины десять цыплят. Они растут без матери. Хозяйка сделала им большую клетку. В клетке висит старая меховая шапка. Цыплята греются под мехом, как под квочкою. (25 слов.)
Анализ. Как вы думаете, почему маленьких цыплят поместили в клетку? Почему пришлось повесить в клетке меховую шапку? Как названа в рае-сказе наседка? (Квочка.)
Вопросы и слова для вставки в ответ:
1. У кого десять цыплят? у Марины
2. Что сделала им хозяйка? большую клетку
3. Где висит старая шапка? в клетке
4. Под чем греются цыплята? под мехом, как под квочкой
Для предупреждения ошибок можно составить из разрезной азбуки слова: сделала, греются.
Просмотров: 3459 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Катина рыбка.

(По Н. Максимовичу.)

Катина рыбка.

Дедушка подарил Кате аквариум. Живет там розовая рыбка с пышным хвостом. Катя бросила в воду червячка и постучала по стеклу. Рыбка подплыла и схватила корм. (25 слов.)
Анализ. Кто из вас видел аквариум? Какие рыбки живут в аквариуме? Какая рыбка жила в Катином аквариуме? Как Катя ее кормила?
Вопросы для изложения:
1. Кто подарил Кате аквариум?
2. Какая рыбка там живет?
3. Кого бросила Катя в воду? Что сделала рыбка?
Слова для построения предложений: дедушка, с пышными хвостом, червячка, подплыла и схватила. Слово аквариум можно составить из разрезной азбуки.
Просмотров: 7439 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее