Изложения в начальных классах » 1 класс Сделать стартовой | Добавить в избранное  

ТЕКСТЫ.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Работы с деформированным текстом.

Эти упражнения имеют две обучающие цели. Во-первых, дети должны получить понятие о необходимости последовательности при передаче содержания и приучаться к соблюдению этой последовательности. Во-вторых, упражнения рассчитаны на образование у детей навыка строить предложения таким образом, чтобы каждое предложение выражало мысль ясно и просто.
Лиса.

(По П. О. Афанасьеву и др. «Сборник статей для изложений в начальной школе».)
ТЕКСТЫ.

Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу!
Рассказ записан на доске, но порядок предложений нарушен. Учитель читает рассказ. Текст на доске закрыт.
Анализ. Куда попала лиса? Как в рассказе сказано о том, что попала в капкан? Почему лиса приблизилась к капкану? Где это было? В кой части рассказа сказано, что дело было в лесу? (С этого надо начать рассказ, который мы сейчас составим.) Послушайте рассказ еще раз. Сколько в нем предложений? Как вы узнали, что четыре предложения? Можно ли переставить их? Почему нельзя переставить?
Вывод. В рассказе всегда есть порядок. Его нельзя нарушать.
Составление рассказа. Учитель открывает предложения на доске. По вопросам учителя учащиеся устанавливают, каков должен быть порядок в их расположении, чтобы получился рассказ, Учитель пишет их в нужной последовательности, и дети читают полученный рассказ.
Возможно использование карточек: учащийся получает четыре карточки на каждой из которых написано одно предложение. Составление рассказа проходит под руководством учителя.
Просмотров: 7876 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
1 КЛАСС

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ

Программа по русскому языку для I класса предусматривает обучение детей излагать письменно под руководством учителя небольшой текст (30—40 слов) по вопросам или по данному учителем плану.
Перед учителем стоит задача научить первоклассников пользоваться готовым планом при изложении. Учащиеся должны правильно читать вопросы на доске и понимать их содержание; отвечать точно на вопрос плана; при пересказе и письменном' изложении располагать свои ответы последовательно, в соответствии с порядком вопросов в плане. В работе над изложением формируется у детей навык строить простое предложение. Учащиеся усваивают правильный порядок слов в предложении, учатся ставить в конце предложения точку и отграничивать его по смыслу от других предложений. Для укрепления навыков письменной речи необходимо обучать детей пользоваться в изложении теми словами, которые они понимают и умеют правильно написать. С целью осуществления этих задач в «Сборнике...» даны материалы для подготовительных упражнений и тексты для изложений с готовыми планами.
Для каждого текста даются конкретные рекомендации методического характера, которые учитель может использовать при составлении своего плана урока. Они касаются особенностей в работе над планом изложения или над пересказом по плану. В отдельных случаях, когда нужна короткая подготовка детей к восприятию текста, мы также напоминаем об этом учителю.
Но прежде следует дать несколько рекомендаций общего характера, которыми может воспользоваться учитель, строя свою систему работы над изложением.
Просмотров: 16687 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Муравей.

(По П. О. Афанасьеву и др. «Сборник статей для изложений в начальной школе».)

Муравей.

Муравей нашел зерно. Оно было тяжелое. Муравей позвал товарищей. Дружно тащат муравьи зерно домой.
Предложения написаны на доске, но порядок их нарушен. Учитель читает рассказ при закрытой доске.
Анализ. Как называется дом муравьев? О каких товарищах здесь говорится? Что сделали муравьи вместе?
Вопросы после повторного чтения для подготовки к составлению рассказа: 1. Что узнали о муравье? (Муравей нашел зерно. Ответ должен иметь форму простого предложения.) 2. Что узнали о зерне? (Оно было тяжелое.) 3. Кого позвал муравей? 4. О чем надо сказать в последнем предложении?
Учитель открывает предложения на доске, и учащиеся под руководство учителя составляют рассказ, который может быть, потом списан с доски.
Просмотров: 10603 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Кормушки.

(По В. Ч а п л и н о й.)

Кормушки.

Сережа прибил за окном кормушку. Первыми стали брать корм воробьи. Однажды Сережа заметил среди них синичку. Нальчик стал вешать кусочки сала для синички. (23 слова.)
Приложения написаны на доске в нарушенной последовательности. Учащиеся читают каждое предложение. Выясняют, что в них нет порядка, рассказа не получилось.
Учитель предлагает детям составить рассказ, но для этого надо представить все действия Сережи по порядку. Можно применить словесное рисование: «Сколько картинок можно нарисовать к этим предложениям? Расскажите содержание первой, второй, третьей, четвертой картинок. Расставьте цифры, на доске указав порядок, в каком нужно расположить предложения. Приготовьтесь прочитать рассказ, какой у нас получился». После чтения учащиеся списывают предложения в нужном порядке, чтобы получился рассказ.
Просмотров: 5043 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Помогли колхозу.

(По Н. Н е з л о б и н у.)

Помогли колхозу

Много работы в колхозе летом. Пионеры решили помочь взрослым.
Бригадир послал ребят на прополку. Дружно идет работа.
- Вовка! Зачем же ты свеклу тащишь? Что это тебе - лопух? Все смеются. Вовка краснеет, как свекла.
На доске написаны три абзаца рассказа в нарушенной последовательности. Учитель читает рассказ, который на доске закрыт.
Анализ: Почему ребята смеялись над Вовой? Какую траву удаляли с огорода на прополке? Как работали пионеры на огороде?
Подготовка к составлению рассказа из отрывков на доске. Как можно озаглавить рассказ? С чего нужно начать рассказ, чтобы дальше все было понятно?
Учитель открывает доску. Учащиеся читают отрывки про себя и отвечают на вопрос учителя: «Годится ли для начала рассказа тот отрывок, который на доске написан первым?» Учащиеся обдумывают, как надо расположить отрывки, и под руководством учителя нумеруют их так, чтобы получился рассказ.
Рассказ несколько раз выразительно пересказывается.
Просмотров: 2382 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Хитрая рыба.

(По Э.Шиму.)

Хитрая рыба

Долго сидел я с удочкой на берегу. Не клюют у меня пескари. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. Оказывается, на чистом месте тень от удочки видна. Вот и не шла к крючку хитрая рыба.
Предложения написаны на доске в нарушенной последовательности. В беседе выясняется, что можно нарисовать всего три картинки; к объяснению, почему рыба сначала не клевала, картинки нельзя нарисовать.
После чтения рассказа в нужной последовательности проводится анализ содержания: «Где же сидел дедушка? Почему у него шел лов? Почему у мальчика сначала рыба не клевала? Почему писатель назвал свой рассказ «Хитрая рыба»?»
Пересказ рассказа по вопросам, написанным на доске:
1. Как сначала шла ловля у мальчика?
2. Как шла ловля у деда?
3. пересел мальчик?
4. Почему сначала у мальчика рыба не клевала?
Замена лица рассказчика при пересказе не вызовет затруднений, так к вопросы, написанные на доске, подсказывают употребление слова мальчик взамен местоимения, а форма глагола (мужской род прошедшего времен не меняется при пересказе.
Просмотров: 4556 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Снежная кукла.

(По Л. Толстому.)

Снежная кукла

Зимой дети... на пруду. Они из снега слепили... . Руки у них. Зато кукла вышла.... Глаза —.... Нос —.... (22 слова.)
Слова для вставки: играли, куклу, зябли, славная, угольки, морковка. Учитель читает текст, который закрыт на доске.
Анализ. Почему кукла названа «славной»? Как ребята разукрасил ее голову?
Подготовка к письменной работе. Прочитать текст на доске! Найти для каждого предложения недостающее слово (в списке). Проговорить! это слово по слогам. Сказать это предложение так, как будут его записывать.
Учащиеся списывают предложения со вставкой пропущенного слова.; Если учитель не уверен, что учащиеся справятся с этим заданием, то нужное слово вписывается в предложение на доске.
Просмотров: 2855 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Ворона Кара.

(По Н. Д у р о в о й.)

Ворона Кара

Была у нас ворона Кара. Она клювом листала книгу. Ворона считала на счетах. Кара ловко снимала кольца со столбика, (19 слов.)
Учитель читает текст, который закрыт на доске.
Анализ. Умела ли Кара на самом деле читать и считать? Что еще она ловко делала? Кто обучил всему этому ворону?
При повторном чтении подготовка к письменной работе;
1. О ком сказано в первом предложении?
2. Какое слово вместо ворона Кара употреблено во втором предложении?
3. Что узнали из третьего предложения? (Ворона считала на счетах.)
4. Какая кличка вороны названа в четвертом предложении? Повторить кличку.
По ходу беседы учитель вывешивает на доске карточки с названными подлежащими: Ворона Кара. Она. Ворона. Кара. Карточки помещают возлё соответствующего ряда слов в нарушенном порядке: нас, у, была; страницы, клювом, листала; считала, на счетах; со столбика, снимала, ловко.
Рассказ из слов составляется коллективно. Запись проводится по одному предложению, по мере их составления, в тетрадях учащихся.
Просмотров: 4440 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Елка в лесу.

(По Г. Скребицкомуи В. Чаплиной.)

Елка в лесу

Ребята нарядили в лесу елку. Петя повесил на ветках кусочки хлеба. Ваня принес морковку и кочан капусты. Лакомились гостинцами птицы и зайцы. (22 слова.)
Анализ. Какие же были гостинцы на новогодней елке? Кому доставила радость эта затея? Как вы думаете, почему ребятам самим это было приятно? Работа проходит так же, как над текстом «Снежная кукла».
Слова для вставки: нарядили, повесил, принес, гостинцами — даны в нарушенной последовательности на доске, для выбора.
Просмотров: 5404 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее
Коллективная запись рассказа по частям.

Эти упражнения представляют собой коллективное изложение рассказа. Ответ на каждый вопрос плана записывается на доске и в тетрадях непосредственно после его редактирования под руководством учителя.

Мишины друзья.

(По В. О с е е в о й.)

Коллективная запись рассказа по частям

1. Дружно живут октябрята в Мишином классе. 2. Мальчики и девочки помогают друг другу. 3. Сломал Миша ногу. Лежит он в больнице. 4. Но Миша не скучает. Друзья часто навещают его. (26 слов.)
Орфография: сочетания жи, ши, ча; слова из «Словарика».
Анализ. Почему Мишины друзья не забывают о нем? Какое слово употреблено в последнем предложении вместо слова приходят? Как можно назвать октябрят Мишиного класса? (Дружные ребята.)
Вопросы для пересказа:
1. Как живут октябрята в Мишином классе?
2. Как сказано об этой дружбе во втором предложении?
3. Что случилось с Мишей?
4. Как проявилась в это время дружба октябрят?
После вторичного слушания текста учащиеся выделяют в нем слова со знакомыми орфограммами. По усмотрению учителя, орфографический разбор можно провести и по тексту, написанному на доске после коллективной работы.
Учитель снова ставит перед учащимися первый вопрос (для пересказа). Ответ редактируется, и полученные предложения, (одно или два) сразу записываются на доске. Так ведется работа, пока будет записано содержание всех четырех вопросов.
Просмотров: 3770 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее