Изложения в начальных классах » Главная » ВВЕДЕНИЕ Сделать стартовой | Добавить в избранное  

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

На сайте представлен сборник текстов для изложений, составлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми программой по русскому языку к развитию связной речи учащихся.
Тексты по тематике очень разнообразны: дела октябрят и пионеров, семья и школа, наша Родина, человек и природа, жизнь животных.
Размеры текстов по количеству слов выдержаны в соответствии с программными требованиями для каждого класса. Лишь в тех случаях, когда работа над изложением предназначена для выполнения таких требований программы, как сжатое изложение
Расположение материала на сайте для каждого года обучения выдержано в определенной системе. Выделены основные разделы: изложения по готовому плану, изложения по коллективно составленному плану, изложения самостоятельные, изложения контрольные.
К каждому тексту указываются количество слов, орфографические правила, даются план и справочные слова, когда они необходимы. Рекомендуется при проведении изложений по готовому плану пользоваться планами, данными в сборнике, так как при составлении их продумано и содержание и словарный состав тех предложений, которые дети могут использовать при ответе на вопросы плана. Для изложений по коллективно составленным планам предложены лишь примерные варианты планов, на которые может опираться учитель при руководстве работой учащихся.
После каждого текста имеются вопросы для проверки восприятия детьми рассказа и разбора его содержания. Основная направленность анализа - выявить главную мысль рассказа, установить смысловые связи между его частями, помочь детям определить свое отношение к действующим лицам рассказа и их поступкам. Такой разбор рассказов поможет учителю в осуществлении принципа развивающего обучения: он будит мысль учащихся, учит логически мыслить, углубляет эмоциональное восприятие содержания, развивает воображение.
Вопросы для анализа даны без нумерации. Учитель может по своему усмотрению изменять их последовательность, добавлять другие вопросы, в зависимости от того, какова была реакция учащихся на первичное восприятие рассказа. Однако перегружать работу по анализу не рекомендуется, следует сосредоточивать внимание учащихся на главной мысли рассказа, объяснять, его заглавие, выявлять лишь основные логические связи в содержании рассказа.
Некоторые вопросы в разделе комментариев имеют своей целью привлечь внимание учащихся к стилистическим особенностям выражения мысли автором или объяснить значение фразы особенно важной для понимания рассказа. Таковы, например, вопросы: «С чем сравниваются по цвету грибы лисички? (Как морковь.) Как понять слова объявлена тревога? Какое сказуемое показывает, что метель была очень сильна? (Разгулялась.) Объясните выражение говорил от всего сердца.» Подобные вопросы и задания учитель может из работы по анализу рассказа переносить в другие этапы урока (в работу над пересказом, в подготовку к письму).
Если учитель увидит необходимость сразу после прослушивания рассказа воспроизвести его содержание, то он может сам подготовить вопросы, по которым будет подробно восстановлен ход событий, изложенных в рассказе. Однако подмена анализа рассказа простым воспроизведением содержания часто ведет к бездумному механическому его запоминанию и не оказывает заметного воздействия на развитие логических способностей учащихся.
Однако весь этот рабочий материал к уроку нельзя рассматривать как готовый план урока. Это только советы, на основе которых учитель составит свой, логически целостный, соответствующий основной цели урока план или конспект работы над изложением избранного им текста.
Примерные планы уроков и методические рекомендации к проведению изложений разных типов и к руководству отдельны-
ми видами занятий учащихся при подготовке изложения учитель найдет в методических статьях сборника.
Методика обучающей работы над изложением в каждом классе имеет свои особенности. Поэтому перед текстами для каждого класса дана статья «Методика работы над изложением».
Так, в статье «Методика работы над изложением в I классе» дано подробное описание основных приемов, с помощью которых дети обучаются пользоваться готовым планом, правильно отвечать на вопросы, строить короткое предложение, ясно выражающее мысль.
Статья для II класса не только описывает новые виды изложений, по готовому плану (выборочное изложение, изложение по измененному плану), но и дает советы для обучения детей составлению плана к изложению. Коллективное составление плана во II классе описано в трех основных вариантах, с постепенным нарастанием трудностей для учащихся и элементов их самостоятельности.
В методической статье для III класса даются рекомендации к проведению новых, в сравнении со II классом, видов изложений. Здесь даны образцы уроков по изменению плана рассказа и по проведению сжатого изложения. Рекомендованы также доступные приемы использования элементов описания и рассуждения, имеющихся в некоторых текстах.
Независимо от того, какой класс ведет учитель, ему следует познакомиться с методическими статьями для всех трех классов, чтобы ясно представить постепенность в обучении детей изложению, точно определить задачи и приемы обучения.
Учитель при составлении календарного плана на четверть заранее отбирает в сборнике тексты для изложений, руководствуясь следующими соображениями:
1. Виды изложений (по методике их подготовки и по степени самостоятельности) отбираются и располагаются с учетом их посильности для учащихся и постепенного обучения более сложным приемам работы с повышением самостоятельности.
2. Содержание текстов должно быть доступно учащимся.
3. Работа над изложением должна быть неразрывно связана с другими видами занятий по развитию связной речи (сочинения, пересказы, творческие задания в учебнике русского языка и др.) и вместе с ними представлять единую систему занятий, направленную на осуществление требований программы.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме:

  • МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ 1 Класс
  • МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ 2 Класс
  • МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ 3 Класс
  • ИЗЛОЖЕНИЯ ПО ГОТОВОМУ ПЛАНУ.
  • Когда не скучают.


  •  (голосов: 37)
    Просмотров: 6135 автор: admin 5 сентября 2012 Подробнее